page

   

Король в сопровождении своих гвардейцев следует по Новому мосту: картина Адама Франца ван дер Мейлена и гравюра Яна ван Хухтенбурга

   

   

"Король в сопровождении своих гвардейцев следует по Новому мосту":
‎ ‎картина Адама Франца ван дер Мейлена

   

А́ДАМ ФРАНЦ ВАН ДЕР МЕ́ЙЛЕН (или Мёлен) (нидерл. Adam Frans van der Meulen; 11 января 1632, Брюссель, Испанские Нидерланды — 15 октября 1690, Париж, Франция) — фламандский живописец, рисовальщик (в том числе акварелист) и гравёр, большую часть жизни работавший во Франции; мастер батального жанра, видный представитель стиля Людовика XIV. Во Франции с апреля 1664 года.

(Википедия)

   

   

   

   

"Король в сопровождении своих гвардейцев следует по Новому мосту, направляясь во Дворец":
‎ ‎гравюра Яна ван Хухтенбкрга по картине Адама Франца ван дер Мейлена
(цветная версия)

   

ЯН ВАН ХУХТЕНБУРГ (нидерл. Jan van Huchtenburg), крещенный 20 ноября 1647 года в Харлеме и похороненный 2 июля 1733 года в Амстердаме, был голландским художником и гравером, специализирующимся на батальных сценах. Вместе со своим братом Якобом он поселился в январе 1667 года в Париже, чтобы работать с Адамом Францем ван дер Мейленом на фабрике гобеленов и продолжить свое обучение. Он вернулся в Харлем в 1670 году.

(Википедия)

   

   

   

1 — королевская карета в окружении пеших телохранителей, пажей и слуг;    2 — сотня швейцарцев;    3 — гвардейский полк по обеим сторонам Пон-Нёф и улиц по дороге от Лувра до Дворца;    4 — площадка с бронзовой статуей;   л5 — старый отель Пти-Бурбон;    6 — Лувр;    7 — Малая галерея;    8 — Большая галерея;    9 — ворота Конферанс;    10 — Кур-ла-Рен;    11 — Пон-Руж (Красный мост);    12 — церковь Театинцев;    13 — Коллеж Четырех Наций;    14 — отель де Невер.

Красная стрелка указывает на предполагаемое изображение маршала де Грамона Антуана III (подробнее см.ниже).

   

   

О предполагаемом изображении маршала герцога де Грамона Антуана III

   

   

Рассмотрим фигуру, на которую указывает красная стрелка в цветном варианте гравюры. Для более четкого и качественного изображения здесь приведен тот же самый персонаж, но в черно-белом исполнении (www.gallica.bnf.fr).

Этот человек стоит с пикой в руках в рядах Французской гвардии на правом фланге строя, чуть впереди знаменосца, что позволяет идентифицировать его как одного из командиров полка. Он явно немолод, высокого роста, с величественной осанкой и с характЕрными усами. Можно с достаточной уверенностью утверждать (поскоскольку известно о достоверности изображения ряда персонажей), что это не кто иной, как сам маршал герцог де Грамон, в те времена сначала местре-де-камп, а затем полковник французских гвардейцев. К тому же наблюдается и вполне определенное портретное сходство.

Еще один нюанс - то, как изображен его глаз - а именно, в виде черного круга, достаточно большого. Хотя ван Хухтенбург неоднократно прибегает к аналогичному приему на данной гравюре, но все же невозможно не вспомнить свидетельство побывавшего в 1668 году при французском дворе итальянца Лоренцо Магалотти о том, что маршал де Грамон пользовался моноклем. Возможно, художник отобразил именно эту деталь.

   

Etude sur le musée de tableaux de Grenoble: avec douze photographies reproduisant les chefs d'oeuvre du Musée
Marcel Reymond
Librairie de l'art, 1879
(фрагмент)

   

От ван дер Мейлена (1632–1690) у нас [в музее Гренобля] есть только одно полотно, но одно из его лучших, одно из тех, которые представляют наибольший исторический интерес. Людовик XIV в парадной карете, запряженной шестью лошадьми-изабель, пересекает Пон-Нёф и направляется к площади Дофина. За ним в окружении гвардейцев следуют придворные кареты, пажи и дворяне его дома в сопровождении сотни швейцарцев. От Лувра до площади Дофина ограждение образовано французскими гвардейцами, с трудом сдерживающими толпу любопытных, стекающихся со всех сторон. Открытая площадка Пон-Нёф позволяет ван дер Мейлену наглядно продемонстрировать великолепие королевского кортежа, использовать великолепную перспективу берегов Сены в качестве декораций и сделать так, чтобы над всем торжеством доминировала жизнеутверждающая фигура галантного короля, улыбающегося своему городу и своему внуку.

Никогда еще ван дер Мейлен не представлял в такой мере свои самые блестящие качества. Нельзя не восхищаться столь сложной и столь ясной композицией, соединяющей воедино множество персонажей, самым тщательным образом прорисованных во всех деталях их костюмов, и пейзаж, наполненный воздухом и светом, с такой идеальной точностью тона, с этой атмосферой прозрачно-серого цвета, которая омывает предметы, оставляя каждый на своей плоскости и делая различимыми самые тонкие нюансы.

Тогдашний городской пейзаж интересует нас в той же мере, как и сама церемония. Справа от нас остатки Пти-Бурбона, где Мольер играл свои первые комедии. Отель только что частично снесен для расширения Лувра. Остался корпус здания с остроконечным крышей, выходящий на набережную. Мы можем видеть балкон, откуда, согласно легенде, Карл IX стрелял по гугенотам в день святого Варфоломея. Работы по расширению Лувра все еще продолжаются, скрупулезная точность художника указывает с величайшей тщательностью на белизну новых построек и не пропускает ни рабочих, ни строительных лесов. Малая галерея, сегодня Галерея Аполлона, построенная Карлом IX и Генрихом IV, только что была уничтожена пожаром и восстановлена вновь. Следуя вдоль галереи по набережной, мы пройдем на Кур-ла-Рен через ворота Конферанс, если только не предпочтем пересечь Сену по Красному мосту для осмотра строительных работ в церкви Театинцев и Коллежа Четырех Наций и вернутся к Новому мосту, пройдя мимо роскошного отеля де Невер (Hôtel de Nevers), возведенного на месте Нельской башни. Этот особняк впоследствии принадлежал Генего и Конти и был разрушен в конце 18 века, чтобы освободить место для зданий Монетного двора. Набережная и окружающие улицы до сих пор носят имена, напоминающие о различных владельцах этого отеля.

В какое время и при каких обстоятельствах Людовик XIV заказал столь важную работу своему живописцу? Каталог не сообщает нам и довольствуется копированием надписи с гравюры Хухтенбурга, где изображен Людовик XIV пересекающий Пон-Нёф и направляющийся во Дворец. Это не может удовлетворить нас, и мы попробуем получить более точную информацию из самого полотна.

Нам остается спросить у историков, какие важные события могли послужить поводом для такой церемонии примерно в это время. Прежде всего они расскажут, что в 1660 г., 26 августа, Людовик XIV после женитьбы на Марии Терезе Австрийской торжественно въехал в город Париж. Подробности в "Описании триумфального въезда Их Величеств", опубликованном в 1662 г., где можно прочитать следующее:

«Несмотря на то, что до сей поры совершавшиеся торжественные процессии проходили через главную церковь, дабы возблагодарить Господа за счастливое возвращение и за другие преимущества, порождающие эти триумфы, сочли уместным обойтись без оного из-за сложности со временем, которого, по всей видимости, должно было не хватать, и посчитали, что никто никоим образом не отступит от сего похвального обычая, если отложит его на следующий день, дабы исполнить его с большей пышностью и великолепием. Итак были даны распоряжения на 27 день августа в три часа дня всем отправиться в Нотр-Дам, где пели TE DEUM. Их Величества проследовали туда в карете между двумя рядами солдат гвардейского полка, выстроившихся вдоль улиц от Лувра до церкви.»

Я тщетно пытаюсь отыскать с 1660 по 1664 год какое-либо другое важное событие, послужившее поводом для подобной церемонии, и считаю себя вправе сказать, что наша картина изображает Людовика XIV, пересекающего Пон-Нёф и направляющегося в Нотр-Дам, чтобы присутствовать на TE DEUM 27-го числа августа 1660 года, на следующий день после торжественного въезда в Париж вместе с королевой, добавив про этом, что картина не была закончена до 1663 года и воспроизводит Париж того времени, а не 1660 года. (1)

Если бы мне понадобилось новое доказательство, его предоставил бы Лекарпантье, который говорит в своей «Галерее знаменитых художников»: «Среди великих композиций, оставленных ван дер Мейленом, должно с похвалой назвать «Форсирование Рейна» и «Въезд короля и королевы в Париж, пересекающих Пон-Нёф и направляющихся в Нотр-Дам». (2) Это последнее замечание не может относиться к какой-либо другой известной картине ван дер Мейлена.

[1] - Башня Карла V у кромки воды не была разрушена до въезда короля, и тем не менее ее нет на картине ван дер Мейлена. Странная аномалия в 1660 г.: Мазарини не мертв, это он, если я не ошибаюсь, следует за королем в своей карете, проезжая таким образом перед Коллежем Четырех Наций, заложенным только после его смерти согласно его воле. Хухтенбург пошел еще дальше в своей гравюре, три пластины которой находятся в коллекции гравированных пластин Лувра. На ней завершены здания, которые в оригинале только строились, но которые с тех пор были завершены. Лувр, например, южное крыло, и Коллеж Четырех Наций. - (Примеч.автора)
[2] - Излишне указывать, что королева не фигурирует на нашей картине. Она прибыла в Нотр-Дам вместе со своим домом. - (Примеч.автора)

   

О картине Адама Франца ван дер Мейлена "Король в сопровождении своих гвардейцев следует по Новому мосту, направляясь во Дворец, или король в сопровождении своих гвардейцев следует по Новому мосту, направляясь в Нотр-Дам, чтобы пройти во Дворец".
https://rkd.nl/en/explore/images/295286
Gilles CHOMER - Jacques Thuillier (préface) ‎ ‎Peintures françaises avant 1815 - La collection du Musée de Grenoble

   

Вокруг сюжета этой картины много путаницы. Несмотря на то, что на гравюре Хухтенбурга упоминается «Пале (Дворец)», в 1821 году Карпантье в «Галерее выдающихся художников» допустил ошибку в названии и упомянул «Въезд короля и королевы в Париж, пересекающих Пон-Нёф и направляющихся в Нотр-Дам». В 1834 году Роллан в каталоге музея также говорит о кортеже, следующем в собор, чтобы послушать TE DEUM, но в честь победы маршала де Виллара при Денене в 1712 году, через двенадцать (!!? двадцать два) лет после смерти Ван дер Мейлена! Прежде всего, в 1879 году Марсель Реймон, пренебрегая также надписью на гравюре, описал картину как «Людовик XIV, направляющийся в Нотр-Дам, чтобы послушать Te Deum 27 августа 1660 года» вскоре после его свадьбы с Марией-Терезой Австрийской и его торжественного въезда в Париж (16 августа (??? 26 августа)).

Такая гипотеза подразумевает, что ван дер Мейлен написал бы событие до своего приезда во Францию и вставил его в пейзаж, адаптированный к незавершенной работе: вещь несовместимая с методами фламандского живописца и с «историческими» требованиями команды, работавшей вокруг Лебрена. Тем не менее гипотеза Реймона (Людовик XIV, следующий в Нотр-Дам в 1660 г.) была ошибочно принята большинством авторов. Фактически, картина и событие, которое она демонстрирует, могут быть датированы с большой точностью. Гравюра, воспроизводящая картину, указывает в качестве названия: «Марш короля, направляющегося во Дворец». Когда король Франции отправляется во Дворец, это может быть только ради «Ложа справедливости».

   

ДВОРЕЦ ПРАВОСУДИЯ (ИЛИ ДВОРЕЦ) (фр. Palais de Justice) - здание на острове Сите в I округе Парижа. Замыкает восточную оконечность Площади Дофина. Ранее известное как Дворец Сите (фр. Palais de la Cité). (Википедия)

   

Дворец Сите, резиденция Парижского Парламента. Последний занимал здания, расположенные к северу от Сен-Шапель и Кур-дю-Мэ (правая половина гравюры).
Гравюра Исраэля Сильвестра по мотивам Жана Буассо.
Ок. 1650г.

   

ЛОЖЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ (фр. Lit-de-justice) - кресло под балдахином, которое король занимал на торжественных собраниях парламента. Обычно «Ложе справедливости» проводилось в Большой палате парламента. Король, помолившись (в Сент-Шапель перед Парижским Парламентом), входил в парламент в сопровождении канцлера, принцев крови, герцогов и пэров, кардиналов и маршалов. Он занимал свое место на троне, увенчанном балдахином (отсюда и выражение «ложе справедливости (или правосудия)»), расположенном в углу помещения и господствующем над ним. Он произносил несколько слов, а затем передавал слово канцлеру с традиционной формулировкой: «Остальное вам расскажет мой канцлер». Затем канцлер зачитывал королевскую декларацию. (Википедия)

   

Единственное «ложе справедливости», достаточно важное для данного периода, чтобы послужить причиной заказать картину, — это 22 декабря 1665 года, когда молодой монарх возложил свою власть на магистратов и подчинил Парижский Парламент, особенно в области государственных финансов. В полном соответствии с топографией картины дата декабря 1665 года согласуется и с исполнением в 1666 году. Эта картина является подлинным эпилогом беспорядков Фронды. (Шомер/Тюилье, 2000). Художник иллюстрирует момент, когда королевская карета приближается к статуе Генриха IV, символически усиливая связь Короля-Солнца с его предком [...]. Несколько беспорядочные сцены переднего плана, роение подданных короля, противопоставляются благородной динамике конного шествия, резко контрастирующей с иератичностью войск. Художник предлагает точное и портретное изображение короля и его сановников, а также, возможно, представляет свой собственный автопортрет в виде мужчины возле синей кареты в нижнем углу картины (Музей Гренобля).

Статуя Генриха IV, видимая на этой картине, представляет собой ныне утерянную бронзу работы Джованни да Болоньи и Пьетро Такки, открытую в 1614 году и окруженную защитной решеткой в 1662 году. Ван дер Мейлен передал парижский пейзаж с предельной точностью. В центре, на заднем плане, частично скрытом конной статуей, холм Шайо, деревья Кур-ла-Рен и Пон-Руж (тогда деревянный мост, построенный в 1632 г., сгоревший в 1685 г.). На правом берегу Сены - ворота Конферанс, затем здания Лувра, последовательно Галерея дю Бор-де-л'о, или Большая галерея, построенная при Генрихе IV (1606-1609) и длиной 442 метра, здание Малой галереи квадратной формы, сгоревшее в феврале 1661 года, но немедленно восстановленное Луи Ле Во, а также построенное Ле Во с октября 1660 по 1664 года южное крыло с тремя павильонами. Наконец, отель Пти Бурбон (Petit-Bourbon). Пристань с тремя последовательно расположенными портами: портом Сен-Николя, портом Бурбон и портом де л'Эколь. На левом берегу над зданиями доминирует высокая скатная крыша отеля де Невер, и видно место, где находится Коллеж Четырех Наций (ныне Институт Франции), построенный согласно желанию Мазарини: работа Ле Во над планами началась в августе 1662 года. Два крыла достигли достаточной высоты, доведенные до уровня карниза, но ни крыша, ни купол, завершенные примерно в 1667-1668 годах, еще не начаты (Chomer/Thuillier 2000).

   

КОЛЛЕКЦИИ:
1. Частная коллекция Людовика XIV, Версаль;
ван дер Мейлен говорит в своих записях о «Марше короля в сопровождении его гвардейцев через Пон-Нёф и направляющегося во Дворец». Упоминается в Марли Пиганьолем де ла Форсом в его "Описании Марли": «В кабинете большая картина, на которой изображен король, направляющий во Дворец. Полки гвардии выстроены на Пон-Нёф. Автор ван дер Мейлен.
1760 г. - в Суперинтендантском хранилище в Версале. Восстановлена в 1785 году художником Годфруа (Richfort, 2004).

   

2. Музей Гренобля, Гренобль, инв./каталожный номер MG 89; отправлена в музей (№ 1.015) (Chomer/Thuillier 2000); затем отправлена в Гренобль по приказу императора от 15 февраля 1811 г. (Richfort 2004). Претерпела вторую реставрацию Жакеном в 1824 году и третью в 1989 году (Chomer/Thuillier 2000).

   

О гравюре Яна ван Хухтенбурга "Король в сопровождении своих гвардейцев следует по Новому мосту, направляясь во Дворец"
(по картине Адама Франца ван дер Мейлена)
дата создания ок. 1670 (1666 - 1675)
https://rkd.nl/en/explore/images/295293

   

Можно заметить, что гравюра идентична картине, за исключением Коллежа Четырех Наций и южного крыла Лувра Кур-Карре, которые представлены завершенными. Более того, человек, стоящий перед каретой в правом нижнем углу гравюры, на картине ван дер Мейлена является его автопортретом. Гравер дает ссылку на него, поставив буквы «A.V.M.f», образующие монограмму художника на листе бумаги, который держит этот персонаж (Chomer/Thuillier 2000).

  

  

lorem

© Nataki
НАЗАД