page

   

Иньяс Гастон Парди и Арман де Грамон, граф де Гиш

   

О сознании животных
Посвящение графу де Гишу
трактата "О сознании животных"

   

Герб графа де Гиша   

Герб графа де Гиша - вице-короля Наварры и губернатора Беарна

   

На этом гербе, разделенном на четыре поля, можно видеть:

1 и 3 поле - личный герб графа де Гиша. В дальнейшем точно такой же герб используется его младшим братом Антуаном IV Шарлем и всеми последующими главами дома Грамонов. Герб Антуана III, его отца, несколько отличается.

2 и 4 поле - герб вице-короля Наварры и губернатора Беарна на основе герба наваррского королевского дома Эврё (1 и 3 поле - Эврё, 2 и 4 - Наварра) и виконтов Беарна из дома Фуа (герб по центру, в котором 1 и 3 поле - Фуа, 2 и 4 - Беарн)

   

   

Текст посвящения графу де Гишу "Дискурса о сознании животных (Discours de la connaissance des bestes)", 1672г.

   

МОНСЕНЬОРУ
ГРАФУ ДЕ ГИШУ,
ВИЦЕ-КОРОЛЮ НАВАРРЫ

   

МОНСЕНЬОР, пока Вы заняты подготовкой к войне и к тем великим экспедициям, которые привлекают внимание всей Европы, являясь теперь обычный темой разговоров для всех, я осмелюсь представить дискурс философский и чисто теоретический.

Это может показаться неуместным тем, кто не вполне Вас понимает, и кто видит в Вас только те героические качества, которые заставили Вас действовать с такой мужеством в армии и с такой большой решительностью в ваших губернаторствах.

Но те, кто знает удивительное величие вашего разума, эти потрясающе широкие познания, этот невероятные возможности проникнуть в самые глубины науки, не будет странным, что я предлагаю вам книгу, тема которой сейчас является предметом величайших философских споров, служащих другим в качестве самых серьезных размышлений, способную послужить для вас развлечением, и Вы сможете немного отдохнуть в своих более важных занятиях.

Вы увидите, МОНСЕНЬОР, очень необычное мнение о природе животных, согласно которому забирают преимущества, ранее никогда не оспариваемые. Они понижаются из ранга среди Существ над Элементами и Растениями: их лишают чувства: им даже не хотят позволить жить, позволяя только производить некоторые движения, похожие на часовые механизмы. Одним словом, мы сводим их всех к механизмам и автоматам. Поскольку только одному человеку дано управлять животными, согласно велению Святого Творца, также только он должен судить об их природе. И я могу сказать, что все люди не являются компетентными судьями в таком деликатном деле. Итак, давайте рассмотрим то, что самые просвещенные философы этого времен принимают близко к сердцу и считают достойным давать работу их уму.

Великий принц прошедших веков (Карл, герцог Кантабрии), достойный похвал за свою добродетель и за рвение в желании воздать справедливость всем, подумал, что может дать пристанище, согласное своему величию, старой лошади, которая была брошена в старости ее хозяином, оказавшим ему очень ценные услуги на войне, пришедшей, повинуясь каким-то инстинктам или по какой-то случайности звонить в колокол, находившийся прямо был у двери Дворца для того, чтобы все те, кто чувствовал по отношению к себе жестокое обращенным, могли позвонить в этот колокол, дабы пожаловаться и просить правосудия. Речь идет не об интересе к данной лошади, а о жизни всего, о животных в мире. И я осмелюсь сказать, МОНСЕНЬОР, что, если Вы соизволите вникнуть в этот вопрос, то вскоре придете к выводам, и Вам нужно будет только сказать, ЧТО ЖИВОТНЫЕ ЖИВУТ. Ваше суждение было бы безусловным утверждением и мнением человека столь просвещенного и проницательного, которое произвело бы больше впечатления на умы, чем все, что до сих пор было изменено в отношении животных.

Но как бы Вы не отнеслись к этому делу и как бы Вы не судили о нем, у меня всегда будет удовлетворение, на которое я надеюсь, зная, что эта маленькая работа не будет неприятна Вам, и что она развлекла Вас.

Это единственная цель, которая у меня был по отношению к Вам, поскольку я не мог найти другого способа публично заявить о своем искреннем желании угодить вам и сделать себя достойным всей доброты, которой Вы удостаиваете меня, делая меня обязанным всю жизнь относиться с глубоким уважением,

   

МОНСЕНЬОР,
Ваш смиренный и покорный слуга,
ПАРДИ

   

   

Mémoires pour l'histoire des sciences et des beaux-arts, Том 101; 1726
Mémoires de Trévoux (Мемуары Треву)
фрагменты

   

* * * * *

Эта книга ("Чудеса Святого Франциска-Ксавьера”) была напечатана в Париже Мишелем Пти и посвящена М. графу де Гишу. Можно даже предположить, что этот сеньор, не имевший сильных христианских чувств, но уважавший и любивший отца Парди, был обязан своим обращением и истинно христианской смертью прочтением этого произведения, способного произвести впечатление на умы.

* * * * *

Проблема состояла в том, что кто-то был удивлен, обнаружив картезианство, не ожидая прийти к такому мнению после прочтения работы («Дискурс о сознании животных», 1672), целью которой было как раз его опровергнуть. И именно по этой причине М. граф де Гиш, которому автор посвятил свою книгу, сказал, поблагодарив его за это, что он очень обязан за предоставленное ему безошибочное средством для обращения всех дам двора в картезианство.

Таким образом, перипатетики, которые поначалу аплодировали автору за его дело так хорошо сделанное, начали отказываться от своих аплодисментов, поскольку решили, что их защитник является единомышленником врагов.

* * * * *

Похвала отцу Парди

   

Отец Иньяс Гастон Парди был сыном советника Парламента в По и родился в 1636 г., и после первоначального обучения, во время которого проявил себя блестяще, он стал иезуитом, т. е. в возрасте 16 лет. Он с большим успехом преподавал изящную словесность в течение многих лет и сочинил много небольших латинских произведений в прозе и стихах с большой изящностью мысли и стиля.

Но так как его гений и его вкус особенно влекли его в области умозрительных наук, он решил изучать изящную словесность только в стремлении хорошо писать по этим предметам и посвятил себя тому, чтобы сформировать четкий стиль, но не слишком лаконичный, с чем он отлично справился. Поскольку, рассматривая только с этой стороны, можно понять, что ничего лучше написанного им, чем его предисловия и его «Дискурс о сознании животных». За исключением нескольких провинциальных слов, его стиль элегантен, чист и легок, как дневной свет. Его мысль развивается и проявляется не в результате сухости, которую иногда дает философский дух, а в том цвете красноречия, который он извлек из изучения словесности и еще больше в многообразии его воображения; потому что оно было очень богато. Поэтому он сделал главным для себя чтение философов и математиков, как древних, так и современных.

За короткое время он овладел философией как перипатетиков, так и картезианцев, построив на столь богатом фундаменте систему, которая была ему присуща, и хотя он немного склонялся к картезианству с необходимыми мерами предосторожности, он стал скорее изобретателем нового после Декарта, чем чистым последователем этого философа.

Следуя по этому пути, он исповедовал философию с большим блеском и некоторыми противоречиями. Ибо он имел иногда достаточно смелые взгляды на физику. Он давал им такой правдоподобный и рассудительный ход, что было бы трудно осуждать его. Такова одна из его работ, в которой он утверждает, что астрономия, разумно рассматриваемая, может соответствовать религии, против которой сначала восстает и выглядит парадоксально, но не представляет никаких трудностей, если рассматривать рамки, в которые заключен автор.

Поскольку Философия неотделима от математики, Парди уделял этой науке наибольшее внимание. Будучи очень молодым, он увлекся изучением Евклида, Аполлония и Архимеда, которых прочитал самостоятельно и без какой-либо помощи, чтобы найти ключ к их геометрии. Что касается Декарта, когда он обратил туда взгляд, то оказался в совершенно новой области, которую сначала только слегка коснулся; но вскоре он сам нашел, без наставника, которому должен был следовать, вход в эти дебри, и именно благодаря своему прогрессу, такому быстрому и такому внезапному, он был замечен за редкие знания, которое он открыл публике, так что за столь короткое время, менее, чем за год, который был последним в его жизни, у него было напечатано шесть работ, и это те, которые принадлежат 1672 и 1673 годам.

Прежде всего этого блеска, ставшего вершиной его репутации, он был уже хорошо известен и оценен учеными. У него были отношения учеными из Франции, Италии, Германии и Англии, а также со всем известным месье Ньютоном по поводу теории света.

Степень его знаний, столь превосходящих его возраст, облегчала его дела, несмотря на другие его занятия. Он преподавал математику в Париже, куда его призвали из Коллежа Людовика Великого, тогда именовавшегося Клермон.

Затем он вступил в согласительные конференции, которые проводились среди ученых, где вызывал восхищение знаниями и скромностью, что вновь подчеркивало его достоинства. Потому что он никогда не указывал на сложности, за исключением случаев, когда они были наглядными примерами, как иногда случалось. Он показывал их в нескольких словах и с такой учтивостью, что даже те, кого он убеждал в их ошибках, прощали ему огорчение, которое естественно возникает по причине, когда о них узнают из уст других. Очень хорошая и очень остроумная манера, обаятельное поведение, и я не знаю как, но такое оживленное и непринужденное, что делало его разговор привлекательным, даже когда не было речи о науке. Ибо он умел выглядеть ученым только с уважением и достоинством.

Такие редкие таланты сделали его почитаемым несколькими людьми, отличавшимися своим положением и рождением, такими, как граф де Гиш, которому он посвятил два своих произведения. Он делал первые шаги в учебе вместе с этим сеньором, и соревнование, соединенное с соответствием талантов, сделало их друзьями и соперниками. М. граф де Гиш всегда продолжал любить его и дал ему довольно необычное доказательство своего доверия. Он передал ему в свои Мемуары, составленные им по-гречески, сказав при этом, найдется немного людей, которым он бы мог их вручить.

Известность, которую Парди приобрел благодаря своей обширной эрудиции и своему универсальному уму, позволяли ожидать от него очень выдающихся свершений всех видов, когда его настигла смерть в ситуации еще более славной для него, чем вся его репутация.

В 1673 году он получил приказ от начальства проповедовать и исповедовать бедных в Бисетре во время пасхальных праздников. Но там в воздухе возникла какая-то злокачественная инфекция, вызвавшая болезни среди этих бедняков. Либо зараза, либо усталость, либо оба они, но отец Парди вернулся в Париж сраженным насмерть, и действительно покинул этот мир через несколько дней. Он умер жертвой милосердия в возрасте 36-37 лет.

Смерть, столь выдающаяся, явилась отражением святости его жизни, поскольку он был столь же хорошим клириком, как и большим писателем, и его твердое благочестие заставило сожалеть о нем не менее, чем глубина его ума, не считая его сердца, поскольку в то же время он был обладателем очень хорошего нрава, замечательным другом и абсолютно порядочным человеком.

   

Atlas

"Небесный атлас", состоящий из шести карт, был опубликован после смерти Парди (Париж, 1673-74)

   

Histoire littéraire du règne de Louis XIV. Tome 2. Dédiée au roy. Par M. l'abbé Lambert, 1751

   

Знаменитый человек, похвалу которому я воздам. Он едва появился в научном мире, настолько молодой, но заслужил выдающееся место среди величайших философов своего века. Он может разделить с прославленным Декартом славу обогащения философии новыми открытиями, способствующими созданию новых систем, разоблачению старых заблуждений, связанных с давними предпочтениями.

Иньяс-Гастон Парди, происходивший из старинного беарнского рода, появился на свет в столице это провинции в 1636 г. Его отец, советник Парламента в По, уделял все свое внимание его образованию, что привело к выдающимся успехам. Юный Парди отличался с самых ранних лет выраженным вкусом к учебе и удивительной способностью к быстрому прогрессу. Живое и плодотворное воображение, поддерживаемое умом подвижным и тонким, заставили его блистать в гуманитарной науке и быть не менее успешным в других отраслях знаний. Для возможности более успешного самосовершенствования он, когда ему было всего шестнадцать лет, он вступи в орден Иисуса.

Назначенный после испытаний своего новициата преподавать изящную словесность, он в течение нескольких лет сделал с самым великолепным отличием первые шаги в карьере. Имея равный талант к прозе и к поэзии, он восхищал во всем, что выходило из-под его пера. Четкие, ясные и точные идеи, прекрасное изложение, тонкие мысли, прекрасный замечательной чистоты стиль, все говорило об очаровании его гения.

Тем не менее, как бы ни привлекла изящная словесность этого молодого иезуита, можно сказать, что он изучал ее только с целью заставить служить украшением и выражением умозрительных наук, которым он решил посвятить себя полностью.

Он действительно был горячо увлечен чтением философов, как древних, так и современных, для тщательного изучения их различных систем, с тем, чтобы создать свою собственную. Ибо, хотя нельзя отрицать его склонность к картезианству, он далеко не настолько горячо привязан ко всем принципам этой новой философии: он боролся и опровергал некоторые из них и принимал только те, которые, по его мнению, согласовывались со светом разума и с верой.

Изучая философию, отец Парди приобщился к математике, сделав ее неотъемлемой частью своих занятий. Живость и проницательность ума позволили ему достичь высот, это был его свет, и он приобрел редкие знания, которыми он обогатил общество.

Выбор, сделанный его начальниками для преподавания философии, довольно очевиден, поскольку он был создан для этого. Но глубина его эрудиции принесла ему большое восхищение, необычность его восприятия вызывала много противоречий, однако он придавал таким настроениям правдоподобный и разумный характер, так что было трудно осудить его.

Так в одной из "своих работ он утверждает, что астрономия, разумно понятая, может согласиться с Религией, вещь, как отмечают, сначала кажущаяся противоречивой и парадоксальной, но к которой можно без труда прийти, если рассмотреть рамки, в которые заключен автор».

Общественность недолго оставалась без плодов исследований этого ученого иезуита. В 1662 году он издал свою работу, Horologium Thaunlauticum duplex, а три года спустя опубликовал латинский труд, заполненный любопытными вопросами о природе и движении комет.

К этим работам в 1670 году относится трактат того же автора, посвященный локальному перемещению. "Книга, которая тем более значительна, - говорят, - поскольку изучение движения, являющегося ключом к механике, до этого не углублялось таким образом, чтобы удовлетворять предмет исследования, и с тех пор этот вопрос стал намного более ясным, что ставится в немалую заслугу автору, проложившему новые пути для следовавших за ним.»

Его «Элементы геометрии» были опубликованы в 1671 году. Эта работа, особенно достойная по ясности и точности царящей там, завершившая установление его репутации, повысила уважение у известных во Франции, Германии, Италии и Англии ученых, с которыми он общался через переписку. Одним из его панегиристов был знаменитый Ньютон, тысячу раз свидетельствовавший о необыкновенном вкладе в теорию света этого искусного Геометра.

Назначенного в Париж преподавать риторику в Коллеж Людовика Великого, едва приехавшего в столицу, его искали все наиболее достойные. Получивший горячий отклик в собраниях ученых, он сиял там в той же степени и своим блеском, и превосходством своего ума. С одной стороны было восхищение его редкими талантами, с другой - его скромность, его неиспорченность, мягкость и вежливость его манер, честность его чувств, что завоевывало ему дружбу у всех тех, с кем его связывали какие-либо дела.

Граф де Гиш, его бывший сокурсник и личный друг, выразил ему особое доверие тем, что поделился своими Мемуарами, которые сочинил на греческом, потому как он знал немного людей людей, в чьи руки он хотел бы их отдать.

1672 и 1673 гг. ознаменовались новыми произведениями. В 1672 году вышел его знаменитый «Дискурс о сознании животных».

«Этот трактат, - говорят обозреватели,- который наделал много шума интересной темой обсуждения и искусной формой, которую автор придал ему, поскольку он с одной стороны излагал взгляды картезианцев на животных, тогда очень модных, а с другой - перипатетиков, которые не слышали насмешек на эту тему, хотя резоны той и другой части выводятся со всей силой и всем возможным искусством, и удивительно видеть, что мнение, благоприятное для автоматов, стало гораздо более понятным и, по-видимому, более разумным, чем то, которое отдает душу животным и, таким образом, М.граф де Гиш, которому автор посвятил это произведение, сказал, поблагодарив его, что он обязан ему предоставленным безошибочным средством обращения всех дам двора в картезианство.»

Отец Парди, желавший примириться с перипатетиками, в том же году опубликовал небольшую работу под названием «Письмо философа картезианцу из его друзей (Lettre d'un Philosophe à un Cartesien de ses amis.)». Это письмо было от имени иезуита отца Рошона, и оно не смогло успокоить перипатетиков. Их идея заключалась в том, что отец Парди был в душе картезианцем, и следует признать, что их подозрения нельзя лучше обосновать.

Из-под его плодородного пера еще вышел тот же год французский перевод "Чудес Святого Франциска-Ксавьера”, написанный на итальянском языке отцом иезуитом Барроли. В начале этой книги находится предисловие о чудотворной вере, полностью принадлежащее отцу Парди, которое можно рассматривать как шедевр в этого жанра.

Другие его работы, написанные в 1672 году, посвящены Статике или Движущим силам, или содержат вопрос применения двух механизмов, специфичных для изготовления циферблатов. Их отец Парди представил публике в следующем году.

Это была последняя его работа. Назначенный его начальниками проповедовать и исповедовать в Бисетре во время пасхальных праздников, он полностью отдался пылу своего рвения и стал его жертвой. Смертельная болезнь, вызванная усталостью, которой он страдал, или, возможно, своего рода инфекцией, царившей среди бедняков этой больницы забрали его из этого мира через несколько дней после того, как он вернулся в Париж. Он умер в апреле 1673 года. Ему было всего тридцать шесть-тридцать семь лет. Умелый писатель, чей религиозный пыл, благочестие и добродетели заставили не менее сожалеть о нем, чем его прекрасный гений и его обширная эрудиция.

   

ENCYCLOPEDIA.COM
Complete Dictionary of Scientific Biography Memoires de Trevoux (Мемуары Треву)

   

PARDIES, IGNACE GASTON
(Pau, France, 5 September 1636 - Paris, France, 21 April 1673)

   

Будучи иезуитом, Парди заслуживает места в истории физики за то, что вмешался в дебаты об идеях Ньютона и Гюйгенса в определенные решающие моменты. Его работа, которая не обширна, характерна для переходного периода. Утверждение иезуитов в По в 1622 году определило ход жизни Парди. Его христианское имя произошло от дружбы его отца, королевского советника в Парламенте Наварры, с иезуитами. Именно в их коллеже он начал свое обучение.

Закончив среднее образование в 1652 году, Парди решил стать иезуитом. Он вступил в послушники, а вместе с тем и в удивительно хорошо организованную сеть обучения и школ иезуитов. С 1654 по 1656 год в Тулузе он завершил философский этап учебной программы, изучая логику и физику. С 1656 по 1660 год он преподавал гуманитарные науки в Бордо. После изучения богословия был рукоположен в священники в 1663 году и был принят в орден в 1665 году.

В течение оставшихся восьми лет своей жизни Парди преподавал в Ля-Рошели (1666–1668), Бордо (1668–1670) и Коллеже Клермон в Париже (1670–1673). В этот период он продемонстрировал свою способность проводить научные исследования во время преподавания, не пренебрегая своими обязанностями. В самом деле, именно во время своего служения в больнице Бисетра во время пасхальных праздников 1673 года он заболел смертельной болезнью. (Пасха 2 апреля???)

«Хороший клирик, как и ученый», согласно иезуитскому хроникеру «Mémoires de Trévoux» (1726), Парди все же представлял проблему для своего ордена. Со времени его назначения в Ла-Рошели его начальство не доверяло ему, потому что он, как известно, «жадно придерживался странных мнений», и до своей смерти он постоянно был вынужден идти на компромисс в своих истинных взглядах на философию и науку до такой степени, что они не могут быть с уверенностью установлены.

Первая работа Парди, Horologium thaumanticum duplex, датируется 1662 годом; неизвестно, была ли она когда-либо опубликована. Он более подробно обсуждал эту тему в трактате, опубликованном в 1673 году. Его переписка с 1661 по 1665 год с Кирхером дает представление об источнике его первоначального вдохновения, влиянии Меньяна на него и раскрывает оригинальность его «двух чудесных часов». Эта оригинальность заключается не только в оптическом устройстве - конусе, принимающем свет на своей основе, который превращал остановившийся пучок солнечных лучей в светящуюся плоскость, перпендикулярную этому карандашу; его оригинальность также отражена в использовании этой плоскости, вращающейся вместе с солнцем, с солнечными или полупрозрачными земными сферами. Таким образом, еще будучи студентом богословия, Парди занимался научными исследованиями на уровне, свидетельствующем о том, что он обладал хорошим образованием, острым умом и умением обращаться с инструментами.

Эти качества также отметили его последующую работу. В «Discours du mouvement local» (1670 г.), «Elemens de geometryrie» (1671 г.) и «La statique ou la Science des force mouvements» (1673 г.) он представил свой материал лаконично и многозначительно. Несмотря на некоторые недостатки (в частности, его описание законов воздействия), в этих работах легко увидеть стремление к наиболее экономичным аксиомам, полученным путем рационального осмысления эмпирических данных. В течение этого периода Парди также написал работы более философского характера; названия указывают на критику Декарта и показывают, насколько сильно их автор чувствовал необходимость прояснить свою позицию. «Discours du mouvement local» был опубликован с дополнительными замечаниями, предназначенными для противодействия обвинению в картезианстве. И все же, хотя Парди явно извлек большую пользу из картезианского наследия и чувствовал себя обязанным определить себя в этом отношении, картезианство не было его основным источником. Через «Философские труды» Королевского общества он был напрямую проинформирован о достижениях английской науки (квадратура гиперболы и конкуренция в отношении законов воздействия); и в Париже он внимательно следил за работой недавно созданной Академии наук и особенно Гюйгенса, с которым находился в личном контакте.

Последняя книга Парди предлагает больше его идей, основанных на знаниях, полученных из самых разных источников. Он содержит, например, его критическое исследование письма Декарта Бекману о скорости света (1634) и его демонстрацию таутохронизма циклоидального маятника.

Имея определенные ограничения в философском климате, Парди сделал свой самый важный научный вклад не в своих трудах, а в своей переписке. Именно там мы находим возражения, которые Парди высказал Ньютону в отношении его теории цветов и experimentum cruets , - возражения, которые позволили Ньютону прояснить некоторые сложные моменты. Неопубликованные рукописи Парди содержат теорию волн и вибраций, которая, судя по фрагментам, представленным Пьером Анго в 1682 году, вполне могла сыграть важную роль в развитии физики.

Хотя у Парди не было времени полностью посвятить свои способности науке, он, несомненно, был одним из тех энергичных умов, в которых наука всегда нуждается, наряду с великими первооткрывателями, особенно в эпоху перехода. То, что он был именно таким интеллектом, видно из его педагогических работ и его контактов с пионерами физики. Впечатление Лейбница о нем подтверждает эту точку зрения. Представитель большого ряда ученых-иезуитов, существовавших на протяжении всего семнадцатого века, он был в большей степени, чем его предшественники, втянут в философские споры. Под аристотелевским языком, который он иногда стремился сохранить, появляются новые значения. Его понятия, настолько смелые, насколько они были наивными, имели целью продемонстрировать духовность души в силу ее способности понимать бесконечное через «ясные и четкие идеи» определенных геометрических доказательств.

   

   

THE GALILEO PROJECT
Pardies, Ignace Gaston

   

1. Даты

Рождение: По, 5 сентября 1636

Смерть: Париж, 21 апредя 1673

2. Отец

Правительственный чиновник. Гийом де Парди был королевским советником парламента Наварры. Обратите внимание, что Ignace Pardies отбросил "де". Отец умер где-то в период 1640-5. Источники не дают никаких сведений о финансовом положении семьи.

3. Национальность

Родился, жил, работал и умер во Франции.

4. Образование

Обучение: религиозный орден

Похоже, что все образование Парди, начиная с его поступления в иезуитский колледж в По, было завершено в школах ордена. Он продолжал философские исследования в Тулузе в 1654-6 во время его новициата. Проучившись четыре года, он продолжил богословские исследования в Бордо в 1660-4. Обратите внимание, что иезуитский колледж в Бордо был включен в университет. Как иезуит четвертого обета, он имел докторскую степень по теологии.

5. Религия

Принадлежность: католик

Парди был иезуитом. Получив орденский новициат 17 ноября 1552 года, он был рукоположен в священники в 1663 году и принят в орден в 1665 году. Он принял четыре обета для полного членства в 1670 году.

6. Научные дисциплины

Основные: механика, оптика, естественная философия

Сопутствующие: математика, астрономия, физика

 Первая работа Pardies, Horologium thaumanticum duplex, 1662, на самом деле, возможно, не была опубликована. Он использовал это для описания механизмама для отслеживания солнечных часов, опубликованного около десяти лет спустя.

Среди его многочисленных опубликованных работ - «Discours du mouvement local» (1670), в котором также содержатся замечания о распространении света, «La statique ou la Science des force mouvantes» и «Elemens de geometryrie» (1671). Книги по локальному движению и статике были первыми двумя книгами запланированного шеститомного трактата по физике, который он не закончил. Парди завершил работу над оптикой к моменту смерти, и, очевидно, Анго использовал ее для своей работы по оптике, опубликованной после смерти Парди. Он заслуживает места в истории физики за то, что вмешался в дебаты об идеях Ньютона и Гюйгенса в определенные решающие моменты. Его возражения против Ньютона относительно его теории цвета и experimentum crucis позволили Ньютону прояснить некоторые трудные моменты. Его неопубликованные рукописи содержали теорию волн и вибраций, которые вполне могли сыграть важную роль в развитии физики.

Парди был под влиянием Декарта, и некоторые из его ранних работ вызывали сомнения в нем в ордене иезуитов. Поколение спустя Пьер Бэйл считал его тайным картезианцем. Его «Discours de la connaissance des bestes», 1672 год, как представляется многим, отстаивал картезианство под предлогом защиты Аристотеля. Чтобы объясниться перед своим орденом, Парди написал тогда «Письмо философа» и «Небесный атлас». В 1673 также "La créance des miracles".

В Бордо Парди дал общий курс по «физиологии», в котором рассматривались такие проблемы, как гравитация, магнетизм и электричество.

Он также делал публикации по кометам, и он оставил "Atlas céleste (Небесный атлас)», изданный после его смерти.

Кажется очевидным, что при всех сомнениях в его привязанности к Декарту орден иезуитов считал Парди одной из своих молодых звезд. Они перевели его в свою самую важную школу во Франции, но потом он умер молодым.

7. Средства поддержки

Основное: церковная жизнь

Вторичное: патронаж

1656-60, преподавал гуманитарные науки в иезуитском колледже в Бордо, сначала как «precepteur», а затем (1664-5, после его богословских исследований) в качестве профессора.

После последнего года стажировки в По он преподавал философию в Ла-Рошели (иезуитский коллеж) в качестве профессора математики и физики с 1666 по 8 год.

Парди провел лето 1668 года с графом де Гишем (по просьбе графа в орден иезуитов), обучая его математике.

1668-70 преподавал математику и физику в Бордо.

В 1670-3, преподавал в коллеже Клермон (университетский уровень) в Париже. Все это были иезуитские коллежи.

Пардис заболел смертельной болезнью во время своего служения на Пасху 1673 года в больнице для бедных в Бисетре.

8. Патронаж

Типы: Аристократ, Правительственный чиновник, Судебный чиновник

В 1668 году он преподавал математику графу де Гишу, который был его компаньоном в школе. Позже он посвятил две свои работы графу.

В 1665 году он посвятил свою работу над кометами Арно де Понта, президенту Парламента Бордо.

"Atlas céleste", опубликованный после смерти Парди, был посвящен герцогу Брансуику. Парди сам подписал посвящение, однако, и после колебаний я собираюсь перечислить к придворному покровительству. В посвящении Парди указал, что Луи Вержю, граф де Креси, взял на себя расходы по картам.

Начальники Парди назначали его на все академические должности. Я не считаю назначения такого рода, в которых орден рационально использует навыки своего персонала, в качестве патронажа.

9. Технологическое участие

Типы: Инструменты, Военная Техника, Картография, Гидравлика

Его Horologium thaumanticum duplex (1662) содержит описания инструмента для отслеживания всех видов циферблатов, даже на неровных поверхностях. Он обсуждает оптические устройства и далее описывает свой инструмент трассировки в более поздней работе, Deux machines propres a faire les quadrans ave un tres grande facilite (1673). Ранняя работа также расширила идеи Maignan и Kircher для разработки двух разных циферблатов.

Он приспособил секстант к новой форме, чтобы наблюдать комету 1664 года.

Он закончил "Art de guerre", когда он умер. Работа Анго "Practique Generale de Fortification", 1679, вероятно, была основана на этой работе Парди.

Он подготовил шесть астрономических карт для своего Атласа, которые были первыми, где полностью реализована новая проекция, называемая центральной проекцией, при их подготовке. Историки картографии рассматривают небесные карты как типы карт, и я перечисляю это к картографии.

В 1668 году к нему, уроженцу По, обратились за советом и помощью в том, чтобы сделать реку Гав судоходной до По.

10. Научные общества

Хотя Парди никогда не был членом какого-либо научного общества, он поддерживал связь с членами Королевского общества, а также с Академией. Он вошел в философские кружки в Париже, в том числе в академию Бурдело.

Среди его корреспондентов были Ольденберг, Ньютон, П. Меньян, Кирхер и Гюйгенс. Он познакомился с Лейбницем, когда тот был в Париже.

   

Atlas

   

   

   

lorem

© Nataki
НАЗАД