page

Рене Кюзак. Две статьи о Бидаше.

   

Рене КЮЗАК (René Cuzacq) (1901-1977). Историк Страны Басков и Пиренеев, профессор лицея в Байонне. Его имя носит одна из улиц этого города.

   

"Вокруг портала замка Бидаш"
(1976г.)

   

   

Проходившая в По в марте 1975 года выставка в "Сокровища библиотек Беарна" пользовалась большим и заслуженным успехом; Раймон Риттер был ее инициатором незадолго до своей смерти. Со своей стороны, нынешний герцог де Грамон предоставил два отлично связанных друг с другом старых произведения - № 228 «Obres zillaga Juan Franco», имеющее отношение к маршалу де Грамону Антуану III и касающееся его посольства в Мадриде, куда он официально отправился просить для Людовика XIV руки Марии-Терезии, брак с которой состоялся в июне 1660 года. Другая книга того же периода - знаменитая и крайне редкая - Ле Вассер (Le Vasseur), секретарь маршала де Грамона, изданный в Париже у Шарля де Серси, 1665, «Поэтические произведения» (этого сьера). Он говорит в дифирамбических стихах о замке, его интерьере, садах. Все поэтому до восемнадцатого века (до своей смерти Раймон Риттер хотел дать статью нашему Обществу о библиотеке Грамонов в восемнадцатом веке).

Однако стихи Ле Вассера для археологии замка Бидаш содержат точность, имеющую относительный интерес «увиденного», как сказал бы сам Виктор Гюго... Так вот, во-первых.

   

Между двумя павильонами красивого здания

Царит величественно и благородно фронтиспис,

Восхищая умы и радуя глаз.

В порядке великолепном, насколько же строгом.

С обеих сторон по три возвышаются колонны,

Каждая из которых увенчана капителью

И опирается на пьедестал.

Украшает этого дворца великолепный портал

Балюстрада, высоко над террасой

Величественно и по-королевски увенчанная с лица,

И откуда глаз будет осмеливаться лишь с трепетом

Опустить свой взгляд к подножью ее.

   

Портал замка Грамонов в Бидаше в 2015г.

   

Это противоречит тому, что было сказано о дате создания балюстрады над входным сводом. Как насчет этих «гордых останков» (Раймон Риттер) замка, столь прекрасного и такого большого, доминирующего над петлей белой Бидуз всеми своими грандиозными развалинами.

По этому поводу можно сослаться на мастерскую и насыщенную брошюру Раймона Риттера "Суверенное княжество Бидаш; замок, сеньоры (Bidache principauté souveraine; le château; les seigneurs)"(1958). Он развивает почти или все известное, опубликованное в трудах Археологического Конгресса Бордо-Байонны в 1939 году, и, кроме того, где археологии почти нет, содержащееся в "Замках Французской Страны басков" Ж. Ногаре, в которой на самом деле доминирует генеалогия.

Две большие башни, обрамляющие вход в замок Бидаш, относятся к средневековью, прямоугольные изнутри, округлые и снабженные машикулями снаружи (см. Р. Риттер, opus citatum). Но между ними монументальная арка этого главного входа восходит лишь к восемнадцатому веку; он был переделан после 1665 года; в его текущем состоянии он существует с 1770.

На треугольном фронтоне две полулежащие женщины держали герб Грамонов. Замковый камень в виде маскарона. Под фронтоном этого входа имеется красивый обработанный камень.

Таким образом, над этим фронтоном и была в 1665 году наша знаменитая балюстрада. Сегодня плющ скрывает всю эту венчающую конструкцию, и трудно судить о том, что там было. (Вспомните даты жизни маршала Грамона, 1604-1678; и два объемных тома после вышеупомянутой брошюры выпущенные Раймоном Риттером, La Maison de Gramont, работа, не менее значительная).

Таким образом, стихи Ле Вассера дают точность в описании, как для балюстрады, нависающей над южным фасадом, так и для большого каменного портала замка Бидаш (между его средневековыми башнями).

Описание колонн, которое они дают (капитель и база), следует сравнивать с теми, которые, кроме того, в этих руинах датируются Раймоном Риттером.

Излишне добавлять, что прекрасные сады (во французском стиле, вне сяких сомнений), их оранжерея (апельсиновая, как в Версале), партеры, пруды и струи фонтанов исчезли. Все еще остаются к востоку гигантские дубы. Когда Ле Вассер написал свою работу в 1665 году, крепость замка Бидаш уже стала комфортным жильем - и Мазарини смог восхищаться всем этим во время своего пребывания там в 1659 году.

Таким образом, подробности о балюстраде - антаблементе, о чем свидетельствует Ле Вассер, имеют в этом случае относительное археологическое значение, как и гордые останки резиденции - это следует подчеркнуть (1).

[1] - Стихи Ле Вассера принадлежат к тому же жанру, что и стихи Жана Лоре в «LA MUSE», «историческом» журнале того времени, хорошо известном в ту эпоху.

   

* * * * * * * * * * *

   

"На берегах Бидуз.
Два пожара в замке Бидаш."
La Gazette de Biarritz-Bayonne et Saint-Jean-de-Luz от 21 ноября 1931 года

   

Бидуз (la Bidouze) берет свое начало с горных хребтов в Тру-дю-Сорсье и является прекрасным примером зарождения воды в известняковых породах. К югу возвышаются зазубренные пики и глубокие долины, красные скалы образуют в откосы.

Но Бидуз быстро покидает этот высокогорный мир: первое холмистое плато от 750 до 800 метров, второе подобное эрозионное плато от 500 до 300 метров, таковы формы рельефа Страны Басков, через которые она раскатывается, ее мощные изгибы уходят на север, оставляя справа болота и леса Арбая, затем часовню Сент-Антуан и очень низкий Коль д'Оскиш (Col d'Osquich), в сторону Сезона (Le Saison).

По соседним хребтам текут ручьи с бесчисленными мельницами. В обширной и плодородной борозде мергеля возникает Сен-Пале, отражая в белых водах разнообразную архитектуру своих домов. Рядом в Гарри можно увидеть деревенский дом, в котором жила Жанна д'Альбре, на окраине Страны Басков, сопротивлявшейся проповедникам Реформации. Домезен до сих пор сохраняет свою укрепленную церковь, а Ару - свои римские скульптуры.

Но на краю вересковых пустошей Микса, где дубы смешиваются с дроком, среди оврагов и белых ферм, Бидуз замедляет свое течение и лениво движется большими петлями, чтобы преодолеть 85 километров, знаменующих ее существование.

И вот ниже по течению от слияния с Лиури (la Lihoury), в относительной близости от знаменитых карьеров, хранящих прекрасный мелкозернистый камень, на перемычке, носящей славное имя Бидаш, стоят внушительные руины.

   

Замок Бидаш
(1924г.)

   

Все это нижнее течение Бидуз фактически составляли владения Дома Грамонов до 1789 года: в данной части небольшого региона они были правителями, единственными сеньорами в крохотном анклаве внутри королевства, как Гримальди в Монако или Республика Сан-Марино в Италии!

Власть короля Франции у их границ заканчивалась: в 1611 году ничто не могло помешать главе дома приговорить к смерти и казнить неверную жену, Луизу де Роклор, вошедшую в его дом; при Людовике XIV попытки парламента По были сломлены волей герцогов. В силу своего умения и роковой необходимости Грамоны служили французской королевской семье: так же, как их предки в средние века воевали в Арагоне и Наварре, они были на службе у наших королей, военные, дипломаты, маршалы; один из них отправился в Мадрид просить руки Марии-Терезы; другой, став героем, сразу прославившимся в прозе и стихах, пересек Рейн во главе наших армий; их потомок был министром иностранных дел в июле 1870 года.

Как мы можем также забыть красавицу Коризанду д'Андуэн, согласно легенде получившую в Бидаше двадцать два флага, которые ее королевский любовник Генрих IV захватил при Кутра? Сколько величественных и пышных приемов происходило в Бидаше! Но, прежде всего, мы не будем забывать огромную роль, которую дом Грамонов сыграл в истории Байонны, Лабурда и даже в истории басков: об этом великолепии, прославленном повсюду, г-н де Журген поведал от истоков до наших дней в своей книге. Большой том, изданный в нескольких редких экземплярах, один из которых подарен герцогом муниципальной библиотеке Байонны и имеет номер 546.

Но почему же тогда на этом округлом холме, который является одним из самых выдающихся мест в истории басков и в истории наших регионов, замок Грамон не более чем руины? Дважды эта дворянская резиденция действительно была охвачена огнем - и сегодня мы можем в некоторой степени уточнить даты этих пожаров.

Первый произошел в 1523 году. Документы, недавно обнаруженные М. Ж. Обером, принадлежащие правдивому перу Пьера Мартира д'Ангиеры, мудрого советника Карла V, показывают, что в сентябре того же года испанцы провели первую атаку на крепостные стены Байонны. Но большое вторжение с возможным намерением позднее соединиться, если удастся, к другой испанской армией, атакующей Прованс произошло в конце 1523 года. Пройдя через заснеженные Пиренеи, армия вторжения захватила Молеон; Совтерр пал 16 декабря, но предприятие далее оказалось невыполнимым. Отступление началось, оставляя повсюду разрушения и руины: Сорд, Пейорад, Астинг были сожжены вторгшимися испанцами. 19 декабря 24 000 человек Филибера де Шалона, принца Оранского, находились в Сен-Пале; 26-го они уже в Устарисе.

Тем временем героическое мужество 300 защитников Бидаша осмелилось преградить им путь: все было предано огню, жители убиты, гарнизон уничтожен. Дон Арно де Грамон, дядя Жана II, был среди жертв.

Так исчез в декабре 1523 года средневековый замок Бидаш. Что это были за башни и валы, зубчатые стены и машикули? Мы никогда не узнаем: ни одна пергаментная миниатюра не сохранила вида феодальной резиденции.

   

Река Бидуз и замок Бидаш
(1918г.)

   

С 1530 года началась реконструкция Бидаша. Антуан I ее продолжил; она не прекращалась в XVI веке, во времена Генриха IV, затем Людовика XIII. Там была замечательная библиотека, а также оружие, которое муниципалитет Байонны вывез в 1790 году.

Революция после шести или семи веков истории положила конец суверенитету Бидаша, засвидетельствованному в 1205 году. Во время войны в Испании государство устроило в замке военный госпиталь.

Роскошное здание так сильно разграбили, что была назначена следственная комиссия. Именно тогда, однажды ночью в марте 1796 года, при загадочных обстоятельствах, замок сгорел во второй раз. Местные жители до сих пор рассказывают, как заместитель управляющего устроивший пожар, вскоре, охваченный раскаянием, утонул в Бидузе.

Здесь мы можем дать некоторые пояснения. По нашей просьбе один толковый священник, несколько оригинальный и порывистый, которого звали аббат Фезан, был готов провести исследования этого малоизвестного пожара, точная дата которого оспаривалась. Он отыскал нам «документ Люсе»: это письмо, написанное из Испании М. де Грамоном и находившиеся во владении мадам Дюклерк, дочери бывшего основного арендатора Грамонов, среди документов, хранившихся у М.Самано (Samanos). Аббат Фезан обнаружил также более раннее письмо от 26 марта 1796 г., от М. Люсе, адвоката М. де Грамона, к М.Самано, который предложил себя в качестве основного арендатора М. де Грамона.

М. Люсе просит М. Самано сообщить об "ужасном пожаре", только что произошем, и найти виновных. Он рекомендует вести эти протоколы в присутствии национального представителя и членов муниципалитета кантона — из тех эфемерных кантональных муниципалитетов, созданных Конституцией III года. Что он действует согласованно с Додиньоном, интендантом Грамонов. Этот документ датирован 26 марта 1796 года.

Отдавая дань отцу Фезану, давайте также вспомним вместе с ним, что в Бидаше принят свод канонов, установленный Коризандой д'Андуэн. Помимо нескольких архивных документов, из блестящего прошлого маленького городка, связанного с историей прославленной семьи Грамонов, осталось только «еврейское кладбище, очень поврежденная дверь старого дома, без сомнения иудейского, несколько переулков и древних мостов, и довольно любопытный замОк в доме Самано". Погребальный склеп Грамонов расположен под главным алтарем приходской церкви: несколько изъеденных червями гробов были собраны в одну или две большие емкости, лишенные скульптур. Нет ничего менее достоверного, чем расплывчатая традиция, приписывающая разрушение скульптурных гробниц 1793 году.

Последний гроб, который там покоится, - это гроб офицера-авиатора Санша де Грамона, упавшего на линию окопов немецких войск во время последней войны. Его портрет находится в музее города По. Благодаря услуге, несомненно уникальной в истории войны, после вмешательства его ныне покойного отца Арно де Грамона, члена Института, Вильгельм II позволил вернуть тело героической жертвы во Францию даже во время боевых действий: его доверили склепу Бидаша.

Но руины замка, сгоревшего в 1796 году, сохранились до сих пор, как и гордая архаичная зубчатая башня, входной портал в стиле «французского ордена», большой треугольный фронтон, окона с треугольными навершиями, канавы, рвы и огромные террасы. Остался один из павильонов, а также большая конюшня, «частично переделанная в 16-17 веках». В главном дворе растет трава, сквозь развалины поднимается плющ.

Просторная и великолепная резиденция бросается в глаза своим отдаленным напоминанием о стиле Людовика XIII, строгом и чистом в своих линиях, уже ясном, грандиозном и элегантном, все еще смягченном последними остатками грации Возрождения и не достигающем абсолютной регулярности: это здание находится между нашими замками эпохи Возрождения и стилем Людовика XIV. М. Леон довольно внимательно изучил его в 1888 году в Bulletin de la Société des Sciences, Lettres et Arts de Bayonne.

Но даже если бы эти грандиозные руины исчезли, память о доме, богатом славой, чьи бесчисленные личные и общественные благодеяния связаны с самой историей наших краев, и имя которого фигурирует в творчестве великого гасконского поэта Исидора Саллеса, жива.

   

lorem

© Nataki
НАЗАД