page

   

JAURGAIN (Jean de) et RITTER (Raymond), La Maison de Gramont, 1040-1967,
Tarbes, 1968, 2 vol.

   

   

   

Аннотация издателя к двухтомнику Жана де Жоргена и Раймона Риттера
"Дом Грамонов (1040 - 1967)"

   

   

   

Жан де Жорген (слева) и Раймон Риттер

   

   

ЖАН ДЕ ЖОРГЕН (Jean de Jaurgain) (1842-1920). Французской баскский историк. Специалист по генеалогии, геральдике м истории Страны басков.

РАЙМОН РИТТЕР (Raymond Ritter) (1894-1974). Адвокат, коллекционер, историк XVI в. и специалист по Пиренеям.

   

Эта важная работа, полностью основанная на подлинных документах, была начата около 1910 года выдающимся баскским ученым Жаном де Жоргеном, автором «La Vasconie» и многих других значитеьных работ. Смерть, вырвавшая перо из его руки, так же унесла его коллегу и друга Армана де Дюфо де Малюкера, чье имя остается навсегда связанным с «Гербовником Беарна» (Armorial de Béarn) , не оставив последнему возможности завершить прерванную работу.

Наконец, Раймон Риттер - кто, мне напомнить? написал среди многих других блестящие и серьезные исследования: Cette grande Corisande, Henri IV lui-même, Charmante Gabrielle, Les Solitudes de Marguerite de Navare, и приобрел самую завидную славу не только мастера-историка, но и писателя с элегантным, ясным стилем, безупречным языком - взял на себя и совершенствовал в течение восемнадцати лет исследований и тяжелой работы эту «семейную книгу» - семьи, чье имя, справедливо дорого людям этого региона - Страны Басков, Беарна и Бигорра - так часто и в наши дни описывается на страницах французской истории.

Эти страницы представляют собой огромную фреску, протяженностью почти в тысячелетие, удивительной судьбы рода, который благодаря своему двойному происхождению - того, что связывает его с герцогами Гаскони, и того, что восходит к графам Комменжа, Ора и виконтам Асте - восстает из самого сердца Окситании и вбирает из него соки, чтобы затем сыграть такую ​​замечательную роль во многих событиях и на многих театрах.

Это все благодаря таким сильным личностям, как рыцарь Арно-Гийом I, осмелившийся противостоять Симону де Монфору и королю Англии; кардинал де Грамон, епископ Тарба, а затем архиепископ Тулузы, который в посольствах, куда его направлял Франциск I, проявил себя одним из наших величайших дипломатов и был, в частности, архитектором брака будущего Генриха II и Екатерины Медичи; Антуан I, один из завоевателей Кале под командованием Великого Гиза, прежде чем стать на какое-то время одним из великих военачальников реформатской Франции и, наконец, стать основателем суверенитета Бидаш; Антуан III, первый из двух маршалов Франции, включивший свой дом в число самых преданных Людовику XIV; его брат, знаменитый шевалье де Грамон, от имени которого его шурин Антуан Гамильтон написал мемуары, являющиеся одним из шедевров нашей литературы - и его старший сын, тот самый граф де Гиш, чей любовный роман с Генриеттой Английской должен был увековечен талантом мадам де Ла Файет, но который также был героем пересечения Рейна; герцог Антуан IV Шарль, солдат, дипломат, эпистоляр и писатель; второй маршал де Грамон, великий воин Рамийи и Экерена, и его сын герцог Луи, павший при Фонтенуа, и чьим останкам Людовик XV захотел воздать почести, положенные маршалам Франции; многие другие, вплоть до генерала графа де Грамона, доблестного, искалеченного при Рейшсоффене (1870); Санша де Грамона, легендарного летчика войны 1914 года, погибшего в небе; графа Арно де Грамона и его племянника Армана, герцога де Грамона, выдающихся физиков, избранных в Академию наук; наконец, графа Филиппа де Грамона и графа Габриэля де Грамона, погибших за Францию ​​во время войны 1939-1945 годов, первый в звании младшего лейтенанта пехоты, второй в звании лейтенанта.

Что касается женских фигур, то они не менее интересны, от призрачного силуэта той самой Эльвиры де Грамон, которая в середине 12-го века вырвала глаза убийцы одного из ее кузенов, до наших современниц, Элизабет де Грамон, герцогини де Клермон-Тоннер, автора «Au temps des equipages» и «Les marronniers en fleurs», а также других значительных работ, а также ее сестры Коризанды, маркизы де Ноай, чье имя, занесено в Золотую книгу французской авиации, и это не минуя несравненной рыцарственной дамы, которой Монтень оказал высочайшее уважение, освятив ее имя ради восхищения в веках, «этой великой Коризанды»; прекрасной принцессы Монако, Катерины-Шарлотты де Грамон, на короткое время завладевшей сердцем Короля-Солнца; Мари-Кристин де Ноай, бывшей частью благочестивой «маленькой паствы» Фенелона, и одна из благотворительных работ которой заслужила того, чтобы город Виши дал имя Грамон одному из своих проспектов; Беатрис де Шуазель, герцогини де Грамон, и ее племянницы Женевьевы де Грамон, графини Оссен, дамы из окружения королевы Марии-Антуанетты, мужественно принявших смерть на революционных эшафотах.

Более того, мы не можем привести здесь всех персонажей, снова оживающих в этой широкой исторической панораме, на переднем плане которой, на фоне древних Пиренеев, возвышается феодальная вотчина Грамон, венчающая наваррскую скалу, опираясь, как и Бидаш, на протекающий у подножия Бидуз, и, на берегу зарождающегося Адура, стены замка Асте, и все это разворачивается и проходит не только в Стране Басков, Беарне, Бигорре и Ландах, но и в золотых залах Версаля, и на полях сражений в Италии, Германии, Нидерландах и Испании и даже в глубинах Польши. Как интересно шаг за шагом следовать за всеми этими Грамонами, носившими стальную броню, колье Святого Духа, кружевные манжеты, сюртуки денди, митры прелатов или простой белый халат ученого в своей лаборатории.

Очень богатая иконография этой книги, которая не будет переиздаваться, состоит из многочисленных репродукций семейных портретов из коллекции герцога де Грамона в Шато-де-Вальер, большинство из которых до сих пор не публиковалось, различных видов Байонны и Шато-де-По, руин замков Грамон, Бидаш, Асте, des Angles и Леспарр, а также особенно ценных автографов и, на всем протяжении, обилия гербов, печатей, планов и т. д.

   

Жан Робер
"О двухтомнике Жана де Жоргена и Раймона Риттера "Дом Грамонов
(1040 - 1967)"

   

   

Дом Грамонов сиял по всему нашему юго-западу почти шестьсот лет. Последовательно рикомбры Наварры, мэры Байонны, губернаторы Беарна, Лабурда и Нижней Наварры, суверены Бидаша, Грамоны увеличивали свою власть и влияние благодаря высоким военным должностям, которые короли Франции дали им в армии. Революция не лишила их ни престижа, ни эффективности, поскольку мы находим Антуана VIII и Антуана IX в чине генерал-лейтенантов, Антуана IX при Реставрации, Антуана Х, министра иностранных дел при Наполеоне III и, наконец, в двадцатом веке Армана-Антуана XII, выдающегося физика, чьи достижения и открытия позволили французской оптике завоевать доминирующее место в мире.

Это по казывает важность дома, а также значимость похвальных усилий, которые только что предприняло Общество друзей музея Пиренеев, опубликовав в двух больших томах, один из 560 страниц, другой - 750, этот сборник, над которым М.Раймон Риттер работал двадцать лет.

Работа была начата около 1910 года историком Жаном де Жоргеном, который довел ее до первых лет шестнадцатого века. Вот почему Раймон Риттер, использовавший, улучшавший и подправлявший рукопись своего предшественника, хотел, честно говоря, предвосхитить свое имя именем Жана де Жоргена на титульном листе первого тома. Проблемы не возникло для второго тома, полностью написанного Раймоном Риттером.

Великий историк и академик, герцог де Леви-Мирпуа написал предисловие, предшествующее введению, на одиннадцати листах под названием «История и описание книги» - обоснованию многолетней работы автора и плана этой работы. Две главы о происхождении дома Грамонов и его колыбели, с его гербами, службой, с иллюстрациями и названиями определяют местонахождение семьи в пространстве и во времени. Следуют девятнадцать биографических заметок, начиная со старейшины Бергона I Гарсии, восходящего к герцогам Гаскони, первому известному сеньору Грамону, около 1040 года, и до того момента, как Антуан II Антонен, спутник Генриха IV, губернатор Байонны, Нижней Наварры и Беарна, умер в 1644 году ... Вот таков первый том.

Второй том охватывает 1604-1964 годы и включает тридцать одну биографию, начиная с Антуана III, маршала Франции, заканчивая нынешним герцогом де Грамоном, Антуаном XIII, кавалером Почетного легиона.

17-й век блестяще представлен в этой работе, так как охватывает почти 300 страниц - около 100 в первом томе, 200 во втором - с восемнадцатью персонажами, жившими между концом правления Генриха IV и окончанием правления Людовика XIV.

Эти персонажи, не последние в свом доме; конечно, они внесли наибольший вклад в его блеск.

Среди них следует вспомнить Антуана III, маршала Франции (1604-1678), большого сеньора, образованного, друга Великого Конде, посла в коллегии выборщиков во Франкфурте в 1657 году, а также посла в Испании в 1659 году для заключения брака Людовика XIV с инфантой Марией-Терезией; Филибера, знаменитого шевалье де Грамона (1621-1707), единокровного брат предыдущего, неугомонного кадета, игривого либертина, героя Мемуаров, написанных его зятем Антуаном Гамильтоном; старшего сына Антуана III, Армана, графа де Гиша (1637-1673), героя пересечения Рейна, любимого Генриеттой Английской, а также элегантного великолепного сеньора, высокообразованного, либерального, разумно управлявшего своими губернаторствами в Беарне, Нижней Наварре и Лабурде; его младшего брата Антуана-Шарля, графа де Лувиньи, а затем герцога де Грамона (1645-1720), изящного писателя, опубликовавшего Мемуары своего отца, едкого эпистоляра в бытность его послом в Испании.

Само собой разумеется, как тщательно Раймон Риттер написал очерки о членах семьи во второй половине шестнадцатого века, периода, который он особенно изучал и исследовал, так он с большим обаянием и деликатностью отнесся к рассказу о предпоследнем герцоге де Грамоне Армане, ученом, которого автор хорошо знал.

К этим очень наполненным и насыщенным очеркам, заполненным примечаниями и цитатами, некоторые из которых уже составляют реальные биографии, добавлены для первого тома четыре приложения, двадцать два подтверждающих документа и шестнадцать листов с иллюстрациями; для второго тома - приложение (о суверенитете Бидаш, 1644–1790), шестнадцать подтверждающих документов и двадцать четыре листа иллюстраций.

   

   

Мы приветствуем эту работу, как значительный труд, выполненный со вкусом неутомимого исследования. Она заставляет задуматься о великих усилиях, предпринятых некоторыми авторами XVII и XVIII веков, влюбленных в науку и истину: l'Histoire généalogique отца Ансельма, Grand Dictionnaire Морери, Dictionnaire historique Проспера Маршана ...

Несомненно из-за этого вызова, но также, и, особенно, из-за генеалогической структуры работы, которую мы предпочли бы предложенному названию, также предоставленному Жаном де Жоргеном: Histoire généalogique de la Maison de Gramont ... Или даже - и почему нет? - Dictionnaire généalogique ... Автор сожалеет на странице xix своего Предисловия, о подобной генеалогической структуре, которую он был вынужден принять, чтобы не предать своего предшественника. Эта форма не кажется нам в какой-то степени смущающей, и автор, работая генеалогом, завещал нам великолепный рабочий инструмент ... Однажды какой-нибудь историк, несомненно, завершит синтез этого сборника.

С другой стороны, последний содержит в наших глазах серьезный пробел: отсутствие индекса, столь полезного в конце работы такого рода. Названия статей и имена их авторов соотносятся с заголовками глав, касающихся, и старейшин дома, и сопутствующих ветвей. Но как найти в документах неопубликованные рукописи и печатные работы, опубликованные полностью или частично, не менее важные имена королей, королев, принцев, министров, представителей духовенства, солдат и других собеседников Грамонов за девять веков? Как найти географические названия, как в Наварре, так и в Гаскони, как на театрах военных действий, так и в иностранных землях? Было бы разумнее пожертвовать несколькими подтверждающими документами, несколькими слишком длинными цитатами, примечаниями не особо существенными или высокопарными рассуждениями, немного тяжеловесными и устаревшими, потому что здесь утонули в общей сложности на 1310 страницах множество персонажей и исторических мест.

Мы также сожалеем об очень большой части, которую автор отводит в очерке об Антуане X, министре иностранных дел при Наполеоне III, биографии Константена де Грюнвальда. Эта биография далеко не из первых рук излагает факты и содержит очень сомнительные оценки.

   

Таб. X и XI иллюстраций к тому II

   

Иконографическая документация - 40 листов-таблиц - отлично. Красивые оригинальные портреты, принадлежавшие семье Грамонов, в значительной степени способствовали этой документации, в которой, однако, не удалось избежать по крайней мере, двух сомнительных обозначений. Таблица X с надписью «Мадам герцогиня де Валентинуа», гравюра Робера Боннара (а не Буна, как написано в указателе на стр. 722), никоим образом не представляет Катерину Шарлотту де Грамон, герцогиню де Валентинуа, принцессу Монако с 1662 по 1678 год. Костюм конец века, фонтанж носили между 1680 и 1713 годами, дата издания гравюры 1694 г., исключают, что на этом портрете изображена старшая дочь маршала герцога Антуана III, родившаяся в декабре 1638 г., умершая в июне 1678 г. На самом деле, это Мари де Лоррен, дочь Главного конюшего Франции, вышедшая замуж в 1688 за Антуана де Гримальди, герцога де Валентинуа (принц Монако с 1701 по 1731 год), чей гравированный портрет находится в частной коллекции автора.

Что касается воспроизведения портрета таб. XI, с левой стороны, то он не может представлять Антуана IV Шарля, графа де Лувиньи, по-видимому, одетого в костюм бидашского еврея в соответствии с «семейной традицией». Черты персонажа никоим образом не соответствуют портрету Антуана-Шарля с Орденом Святого Духа из отдела рукописей Национальной библиотеки, коллекция Клерамбо, где портреты пером, все еще наивные, но верные. Воспроизведенный портрет, вероятно, изображает молодого короля Польши, видимо, Яна II Казимира, второго мужа Марии де Гонзага, что неудивительно, поскольку мы знаем о прекрасных отношениях Грамона с герцогиней де Невер и во времена ее юности во Франции, и во время ее правления в Варшаве. Это легче объясняет «восточный маскарад», который в действительности - польский костюм.

...но не будем останавливаться на нескольких общих для всех работ такого рода ошибках, и давайте воздадим должное этому обширному исследованию, которое только что было опубликовано «Друзьями Пиренейского музея».

   

ЖАН РОБЕР

   

   

Страницы по теме:
Антуан IV Шарль

   

   

lorem

© Nataki
НАЗАД