page

Еще раз про Семеак

   

   

Замок Семеак на карте расположения резиденций Грамонов обозначен лиловым значком.
Его местоположение спозиционировано с максимальной точностью.

   

Séméac: Le château
(Семеак: замок)

   

http://monuments.loucrup65.fr/chateaudesemeac.htm
Текст, фото и подбор документов: Даниэль Мюр.

   

Шато-де-Семеак являлся собственностью Кастельбажаков с 13 века. Он был куплен Клэр де Грамон, вдовой Мено д'Ора, 31 марта 1540 года. Это была резиденция, достойная ее значительного состояния, поскольку она получила наследство семьи Ор из Бигорра. Ее наследник Антуан, первый граф де Грамон, оставался в Семаке во время религиозных войн, потому что там он находился в безопасности. Более того, он содержал там гарнизон (в частности, в 1574 году им командовали капитаны Форг и Лисерасс), стремясь контролировать гугенотов.

В 1600 г. это был «сеньоральный укрепленный замок с подъемным мостом и двумя прекрасными садами» Анри де Грамон превратил небольшую феодальную цитадель в великолепный жилой замок с превосходными садами.

   

   

Замок Семеак на плане XVIII в.

   

Упадок замка Семеак начался с Филибера де Грамона, маркиза де Семеака. Он был серьезно скомпрометирован во время Фронды и подвергся изгнанию в 1662 году за то, что посмел ухаживать за мадемуазель де Ла Мотт-Ажанкур, одной из любовниц короля. Он отправился в Лондон и нашел при дворе Карла II атмосферу, способствующую его страсти к интригам, галантности и удовольствиям. Там под давлением двух ее братьев он женился на Элизабет Гамильтон: она считалась большой красавицей при английском дворе, но это не помешало Грамону продолжить свои галантные подвиги. Получив разрешение вернуться во Францию ​​в 1664 году, он несколько раз отправлялся в Англию с небольшими дипломатическими миссиями, что привело к разорительному образу жизни между Лондоном и Версалем. Небольшой провинциальный замок, находившийся очень далеко, был заброшен и лишился всякой обстановки. Между наследниками Филибера состоялся судебный процесс, приведший к непоправимому упадку семейной резиденции, несмотря на ее возвращение к старшей ветви дома Грамонов.

Хотя с 1740 по 1763 год было сделано несколько ремонтов, 6 июня 1777 года обрушился весь угол южного павильона в восточном крыле замка. По мнению Кастерана, юриста из Тарба и поверенного герцога Антуана VII де Грамона, все здание следовало снести, поскольку его содержание обходилось слишком дорого. Решение приняли и сначала оттуда продали 6 мраморных арок для больницы в Вик-ан-Бигорре, строительство которой велось в то время. Также в отчетах общины отмечена продажа материалов из замка. В 1781 году, например, в реестре расходов появляется следующая запись: «Еще сто двадцать ливров выплачено М.Пижону де Три за плитку, которую бывший консул г-н Дизак купил для общины...». В следующем году такая же сумма была потрачена подрядчиком М.Пижона на закупку камней, предназначенных для строительства колокольни церкви. В 1782 году транспортировка «демонтированного камня из замка в пресвитерий» обошлась в 13 ливров 10 солей.

   

   

Сохранившиеся въездные ворота замка и остатки хозяйственной постройки

   

Проданное как национальное достояние во время революции, это здание было оценено плотниками Медю и Ларье:

«на третий дополнительный день второго года республики - единым и неделимым». «Этот павильон имеет два этажа над первым, каждый из которых содержит комнаты с камином и чердак наверху ... В павильоне, состоящем из двадцати двух комнат, первый этаж когда-то был выложен старой плиткой, но он почти полностью лишлся ее при копании земли для добычи селитры. На трех этажах нет ничего хорошего, кроме балок и опор, доски очень старые, изъеденные червями или гнилые с трещинами, а полы в ряде мест пробиты... Стена на южной стороне значительно выше и выпирает на середине своей высоты слишком сильно для ее толщины, составляющей всего восемнадцать дюймов. Это движение южной стены раскололо две восточные и западные стены, особенно последнюю, трещина в которой пугает и пропускает дневной свет. Вполне вероятно, что вскоре рухнет вся южная стена и часть двух восточных стен, и западная...

В хозяйственной постройке, находящейся к востоку от двора, есть вход через небольшую северную сторону, и дверь там довольно хорошая. Однако нет поперечной стены. Крыша, покрытая сланцевой плиткой, в этой части местами плохая, уклон на запад, неплохой каркас, балки и стропила. Но пол чердака по большей части отсутствует, только фрагменты, а то, что осталось, гнилое ... Постройка, находящаяся к югу от двора, имеет проем на северной стороне, который не закрывается, а с южной стороны небольшая дверь, очень плохая, и которую возможно закрыть только с помощью бревна, помещенного в аркбутан [наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания], поднимающийся до первого этажа ... Чердачный этаж полностью разрушен; то, что осталось, в очень плохом состоянии. Каркас находится под угрозой неминуемого разрушения, а плитка на крыше очень старая, очень ветхая и испещрена трещинами...»

   

* * *

   

Леон Годрефуа так описал его в 1644 году:

«Что касается замка Севиньяк (Séméac), это здание частично старинное и частично новое, принадлежащее дому Грамонов, где последний глава этого дома [Антуан II] умер за несколько месяцев до моего появления там».
Катерина Шарлотта, сестра Анри де Тулонжона, завершила его работу и была последней постоянной обитательницей замка: она умерла в Семаке [или в По] 20 июля 1688 года.

Хотя позднее у Фруадура мы находим уже совсем другое описание замка.

«Первое, что обнаруживается в конце большого проспекта, - это птичий двор справа и оранжерея слева, ясно показывающие, что этот дом принадлежит большому сеньору. Затем расположенный с видом на проспект замок, раньше состоявший из четырех основных зданий, окруженных таким же количеством павильонов, но одно было убрано несколько лет назад, чтобы дать прекрасное освещение и обеспечить в то же время всем верхним и нижним апартаментам самый красивый вид, какой только можно вообразить. Нижняя часть этого дома содержит, помимо служб и помещений для прислуги, четыре замечательных объекта - это кухня, на которой всегда очень хорошо и очень изысканно готовят. Во-вторых, это кладовая, украшенная большим количеством серебряной посуды и, прежде всего, пятью большими чашами, двенадцатью подсвечниками, несколькими вазами и полным сервизом позолоченного серебра с гербом Монморанси, это граф получил по наследству от своей матери ... Третье - комната, украшенная множеством картин, бюстами и сотней других красивых вещей. А четвертое - маленькие апартаменты хозяина дома ... Река Адур, на которой он расположен, кажется, создана специально, чтобы обеспечить ему множество украшений. Она заполняет широкий ров, окружающий замок, и образует вокруг, я не знаю, сколько каналов, каскадов и фонтанов. Куда бы вы ни посмотрели, всегда обнаружете большой и красивый сад. Первое, что предстает перед вами, - это партер, заполненный цветами и горшками с жасмином из Испании, миртом и т.п., перемежающимися небольшими каналами, несколькими бассейнами и водными струями, открытыми для обзора из всех апартаментов. Другое - большой луг ... За домом огороды и фруктовые сады, соединяющиеся с оранжереей, где есть два или три грота. В этих двух садах также есть свои каналы и фонтаны».

   

   

Вид на пустырь, где когда-то находился замок Семеак. Сохранилась отделанная речной галькой ограда.

   

   

* * * * * * * * * * *

   

Le Château de Séméac en Bigorre
Замок Семеак в Бигорре

   

Бюллетень Академического общества Верхних Пиренеев
1934
автор: Blanc

   

В Семеаке, городке на правом берегу Адура у Тарба, имелся небольшой замок, принадлежавший герцогам Гаскони. Перейдя по наследству к графам Бигорра, он далее оказался во владении у семьи Кастельбажак, а с примерно 1539 года — у Грамонов, когда Клэр де Грамон, дочь и единственная наследница Франсуа II де Грамона и Катерины д'Андуэн, вступила в брак 23 ноября 1525 г. с Мено д'Ором, виконтом д'Астером (или д'Асте) и бароном дез Англем, который с разрешения королей Франции и Наварры принял для себя и своих потомков имя, герб и наследство своей жены. После смерти мужа 5 июня 1534 года Клэр де Грамон удалилась в Шато-де-Бидаш, откуда управляла своими многочисленными доменами, приумножив их количество за счет приобретения замков Аск (Asq) и Семеак, последний — у барона Бернара де Кастельбажака.

Антуан I де Грамон, сын Мено и Клэр, унаследовал Семеак после смерти матери. Но, поскольку своими непомерными расходами он поставил под угрозу свое состояние, его жена Элен де Клермон взяла на себя управление их собственностью, и она выполняла эту задачу очень скрупулезно. Таким образом, мы находим, что актом прокурора Орниака она протестовала против ликвидации гарнизона из шести солдат, находившегося в замке Семеак за счет налогоплательщиков ради безопасности страны, меры, предписанной штатами Бигорра из-за великих бедствий, царивших тогда в этих краях; но это лишало ее хорошей поддержки в ее владениях.

От брака Антуана I де Грамона и Элен де Клермон родились три сына (Филибер, Жан-Антуан и Теофиль) и две дочери (Маргарита и Сюзанна), последняя из которых вышла замуж за Анри Деспре, маркиза де Монпеза.

Филибер, граф Грамон и де Гиш, женился на Диане д'Андуэн, от которой у него было двое детей: Антуан II (или Антонен) и Катерина, вышедшая замуж за Франсуа де Комона, графа де Лозена.

Антуан II де Грамон первым браком женился на Луизе де Роклор, от которой у него было трое детей (???? - здесь и далее утверждения автора, явно противоречащие историческим фактам): Антуан III де Грамон, ставший маршалом Франции; граф Лувиньи и Шарлотта, впоследствии принцесса Монако (????). Уличенная в супружеской неверности, Луиза де Роклор была приговорена к смерти и обезглавлена ​​(???) по приказу своего мужа в 1611 году. В 1618 году он женился на Клод де Монморанси, подарившей ему шестерых детей: Анри, графа Тулонжона; Филибера, графа де Грамона; Шарлотту-Катерину, маркизу де Сен-Шомон; Анну-Луизу, маркизу де Фекьер; Шарлотту, аббатису Сент-Озони в Ангулеме и Франсуазу, маркизу де Лон. После повторного брака Антуан II де Грамон удалился в Семак, где и умер 10 августа 1644. После его смерти произошел раздел между его старшим сыном Антуаном III и его вдовой Клод де Монморанси, действовавшей от имени своих детей. Мебель из различных замков была инвентаризирована и разделена, а часть мебели и картин перевезена в Семеак, где поселился Анри де Грамон, граф де Тулонжон, сын Антуана II и Клод, которому этот замок был передан в качестве отцовского наследства. Он перестроил его с большими затратами, а затем стал маркизом де Семеаком. После его смерти в 1679 году Семак перешел к его сестре Сюзанне-Шарлотте-Катерине, вдове маркиза де Сен-Шомона, которая удалилась туда и умерла в 1688 году без потомства, завещав свое имущество различным племянникам (?). Именно по этому поводу была составлена опись, воспроизведенная ниже.

Судя по многочисленным предметам, перечисленным в этой инвентаризации, замок Семеак, постепенно заброшенный и разрушенный в 1793 году, должен был быть довольно большим зданием, включавшим первый этаж, антресоли, второй этаж, чердак и хозяйственные постройки.

Нижний этаж состоял из зала, большого зала с небольшим кабинетом, гардеробной (туалет), ванной комнаты, трех маленьких комнат (у кухни) и двух маленьких комнат (у конюшни), комнаты, примыкающей к часовне, часовни, большого зала с кабинетом, «большого апартамента», состоящего из прихожей, большой комнаты с ораторией и гостиной с большим кабинетом и небольшой комнаты.

На антресолях было три спальни.

На первом этаже располагались: средняя комната, две комнаты с кабинетом, большая комната, прихожая перед большой комнатой с двумя кабинетами, одна tribune и восемь комнат для слуг.

На чердаке была кладовая, галерея и две спальни с кабинетами.

На мансардном этаже была кладовая, галерея и две спальни с кабинетами.

В общих помещениях находились: кухня, кладовая, охрана, столовая, большой зал и конюшни.

А теперь перечень мебели, которую содержали эти различные помещения.

   

Инвентаризация мебели в Шато-де-Семеак сделана в этом году одна тысяча шестьсот девяностом.
Двадцать восьмое декабря этого года
(фрагменты)

   

ОБСТАНОВКА НИЖНЕГО ЗАЛА: драпировка из шести частей зеленого цвета с изображением множества животных, очень потрепанная; кушетка из неважной ткани из Порт-де-Пари [гобеленовой?], очень потрепанной, с двумя матрасами, соломенным тюфяком, изголовьем и полотняным покрывалом, украшенным тремя пучками белых шерстяных перьев; кушетка с изношенным ковровым покрытием; маленькое овальное зеркало в позолоченной раме; две цветные холщовые занавески; четырнадцать очень изношенных ковровых стульев; на камине большая картина, представляющая Психею; у двери - большая картина с изображением королевы-матери; а у другой (двери) картина в маленькой золоченой рамке; шесть бра из позолоченной латуни и два небольших подсвечника из красного дерева и по центру комнаты люстра из красного дерева с шестью ветвями; два стола, один квадратный, другой овальный, оба из ели, каждый со своей скатертью, одна ковровая, другая из Турции; два железных андирона с каминной пластиной из литого железа и большой поднос (таз?), служащий гонгом (?).

В БОЛЬШОЙ НИЖНЕЙ КОМНАТЕ: Гобелен, выполненный на вертикальном станке (haute lisse) из шести частей с большими фигурами в римском стиле (à la romaine), ложе из красного бархата с подкладкой из атласа того же цвета с серебряной бахромой. Красный чехол из крепона с соломенным тюфяком, покрывалом, матрасом, изголовьем, потертой периной; красная атласная ширма с серебряной накаткой; два кресла и шесть бархатных стульев; удобное большое кресло [туалет] из нескольких очень потертых тканей; четыре складных табурета с красными саржевыми сидениями; кушетка, обитая зеленым камлотом зеленого цвета и основанием, украшенным шелком, все довольно потрепано. На лето есть постель из зеленой и белой тафты и белое покрывало. Деревянный стол из орехового дерева и два геридона под эбеновое дерево. Скатерть из зеленой саржи, большое зеркало в раме под эбеновое дерево на камине. Картина с изображением Месье у одной из дверей; картина, представляющая г-на герцога де Грамона и еще одна с девушкой; камин украшен четырьмя небольшими фарфоровыми предметами, вазами и хрусталем, а также распятием на черном бархате; два андирона из железа, отделанные латунью, и железная каминная пластина; лопатка и щипцы; две занавески из окрашенного холста и три очень потертые квадратные подушки.

ГАРДЕРОБ:

(…)

МАЛЕНЬКИЙ ГАРДЕРОБ: небольшой гобелен из Бергамо, кресло-туалет и медный таз.

ВАННАЯ КОМНАТА: драпировка, состоящая из трех частей, зеленая, и в алькове обивка из Порт-де-Пари; кровать из синего дамаста, с шелковой бахромой, два матраса, перина, изголовье и покрывала; занавеска из хлопковой ткани; четыре стула с синей обивкой; четыре стула с окрашенным холстом и два с материей Порт-де-Пари, все очень изношенные; два стола с 2-мя зелеными скатертями; маленькое зеркало в черепаховой рамке с двумя серебряными бляшками, на каминной полке; картина, изображающая покойную маркизу де Сен-Шомон, в позолоченной раме и с двумя маленькими позолоченными подсвечниками по бокам. На каминной полке семь маленьких вазочек из фарфора, две подставки для дров (андирона), лопатка и щипцы. В прихожей есть кушетка с соломенным тюфяком, матрасом, изголовьем и сильно потрепанным желтым покрывалом; в ванной комнате также большая очень старая картина, сделанная в технике пти-пуэн.

КОМНАТЫ НА ТЕРРАСЕ СО СТОРОНЫ КУХНИ:

есть три маленькие спальни, в каждой из которых небольшая кровать с соломенным тюфяком, матрасом, изголовьем и покрывалом. В одной очень изношенная красная отделка; с другой - амарантовая, очень потертая; в третьей очень потертая зеленая. В каждой сосновый столик; и для каждой комнаты по два стула и две картины небольшого размера.

КОМНАТЫ НА ТЕРРАСЕ СО СТОРОНЫ КОНЮШЕН:
...

В ПОМЕЩЕНИИ ЧАСОВНИ: драпировка из белой бумазеи, украшенный сеткой и полосками; также есть кушетка из фиолетового бархата, обшитого серебряной тесьмой и бахромой. .. Есть еще небольшая подушка с серебряной вышивкой; шесть плетеных кресел с квадратными подушками, обшитыми фиолетовой тканью, на лето. Также есть кушетка с белым тафтовым покрывалом, украшенным шелком, и покрывалом из белой бумазеи с кружевом, все очень потрепанные. ... Есть небольшая кушетка с фиолетовым покрывалом. Сидения стульев отделаны бумазеей. Есть четыре небольших плетеных стула с сидениями из окрашенного холста, и четыре маленьких табурета, два из которых обиты цветным холстом, а два других - позолоченной кожей; небольшой кабинет (секретер) цвета эбенового дерева с ящиками; ореховый стол и зеленая скатерть; удобное кресло [туалет] с обивкой из окрашенного холста; маленькое зеркало в деревянной раме и по два медных позолоченных подсвечника с каждой стороны; на камине портрет господина де Сен-Шомона, распятие и изображение Девы Марии, все в рамах из позолоченного дерева. У входа: портрет М.маршала де Грамона, гравюра, в тонкой позолоченной раме; небольшая овальная картина, на которой изображена мадам де Валани, и еще один небольшой пейзаж с овцами в позолоченной раме; небольшая картина «de la Magdelaine».... занавес из окрашенного полотна и фиолетовые портьеры с лентами на зиму, а на лето из белой бумазеи. В камине, есть две маленькие медные подставки, совок и щипцы, железная пластина, меха [для поддува], маленькие картонные (латунные?) ширмы и ширма цвета Авроры; деревянный стол окрашенный в золотой цвет. Камин обставлен небольшими вазочками из фарфора. Есть еще два геридона из позолоченного дерева. В кабинеге той же комнаты: обивка из бумазеи, раписанная в гобеленовом стиле; маленькая кушетка с матрасом из окрашенного полотна; небольшой столик с ящиком; маленький книжный шкаф с двумя небольшими шкатулками на нем, одна отделана тканью, другая с мелкими филигранными накладками. Еще одна шкатулка из орехового дерева и еще одна, украшенная перламутром и жемчугом; небольшой стул, обшитый канвой, и табурет с окрашенным холстом. На столе стоит крест из орехового дерева с реликвиями; фальшивый изумруд (?); снятие с креста; две другие картины, на которых изображен маленький Иисус, несущий свой крест, и Дева; пять небольших серебряных картин в раме из черного дерева (эбенового); шесть маленьких картин из мрамора, выпуклых (горельефов?), с позолоченной деревянной рамой; маленькие Св.Иоанн и Магдалина с расписанным мрамором распятием; Св.Франциск; маленькое объемное распятие; маленький филигранный серебряный сосуд для св. воды; Notre-Dame du Pilier в тонкой серебряной оправе; еще четыре бархатные картины, семь небольших картин с золочеными карнизами; двенадцать маленьких картин на картоне, на которых есть изречения; три миниатюрных изображения на бумаге; вышитая белая подушка; у окна занавеска из красного крепа, а у двери кабинета - занавеска из цветного холста; шесть небольших квадратных деревянных подносов из Китая; четыре маленькие золоченые полки (?); хрустальный прибор для письма на деревянной круглой подставке и фаянсовый горшочек для хранения ароматов.

ГАРДЕРОБ: кожаная позолоченная обивка, маленькая кушетка из ткани Порт-де-Пари, очень потрепанной, с соломенным тюфяком, матрасом, изголовьем из сильно потертого окрашенного холста; стул-туалет с медным тазом; небольшой табурет, полка и стол небольшого размера. В передней части обивка из бумазеи, раскрашенной под гобелен. У двери при входе в комнату есть картина с изображением охотников, а у другой двери, при выходе, есть картина с изображением поляка. У дверей - небольшие фарфоровые вазочки. Еще есть медный колокольчик.

ПЕРЕД ЧАСОВНЕЙ: около двух дверей две картины: на одной изображена госпожа герцогиня, а на другой - покойная мадам де Сен-Шомон. У входа в часовню шесть квадратных подушек, две из красного бархата и четыре из красного атласа; четыре резные скамеечки; картины с Магдалиной и Decalogue (Десятью заповедями), все в золоченых рамах; четыре медных позолоченных подсвечника и часы.

УБРАНСТВО: зеленая атласная риза, такое же покрывало и bourse, и такая же лицевая сторона алтаря, все украшенное широким серебряным с позолотой галуном; риза из муара с золотым и с серебряным шитьем, на полотняной подкладке цвета рассвета [Авроры], bourse такая же; покров и лицевая сторона алтаря [антепендиум] из серебистого полотна с серебристым галуном (фальшивого серебра), за исключением покрывала с широкой серебряной тесьмой; риза из золотой и серебряной на пурпуре парчи, в основе - герб Дома. Лицевая сторона алтаря из того же материала. Риза с цветами и в золотую полоску, между фиолетовым и малиновым, с покровом и лицевой стороной алтаря того же цвета, очень потертая; риза из золотой и серебряной ткани, смешанной с серебряным муаром, лицевая сторона алтаря, bourse и покров из той же ткани, украшенные неширокой серебряной тесьмой. Черная риза из serrendine, отделанная серебряным кружевом; лицевая сторона алтаря и покров из муара, отделанного серебряным галуном. Потир и дискос серебряные; требник и небольшая записная книжка для поминальных месс. Деревянный пюпитр; крестильная ряса с дорогим кружевом понизу, чуть потрепанным, генуэзским; два шнура (пояса) и три амикта; три другие рясы с кружевом понизу, почти изношенные; три corporaux; восемь purificatoires хороших или плохих; четыре очень изношенные пелены для алтаря. Остов алтаря украшен парижским кружевом. Небольшая фаянсовая емкость для burettes, сделанных из стекла; шесть небольших фарфоровых вазочек; небольшая деревянная плевательница; блюдце из синего хрусталя.

В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ: восемь гобеленов, представляющих историю Иосифа; большая картина на камине с гербами дома; две маленькие позолоченные фигурки и пять пирамидок из мрамора; четыре картины, две из которых изображают стариков, и две другие - детей, держащих кошку, на другой мужчина, двое других детей, один держит кошку, другой - маску: их рама позолоченная; эмалевое зеркало в золоченой раме; семь бра из золоченого дерева и шесть латунных пластин (?); у одной двери картина, изображающая маленького ребенка, а у другой — короля, размера среднего; на полу торшер с шестью ветвями; три стола со скатертями, одна турецкая, другая ковровая, а третья зеленая; два стула с ковровым покрытием и два удобных кресла [туалета]; экран, два железных андирона, каминная пластина и лопатка; две портьеры из цветного холста; колокольчик. Одна из дверей украшена тремя фигурками, другая - фарфором.

В КАБИНЕТЕ ЗАЛА: ...две картины с изображением мадемуазель де Грамон, или мадам де Раффто [Генриетты-Катерины де Грамон, старшей дочери маршала]; две другие картины: на одной мадам де Ла Файет, на другой - мадам герцогиня де Грамон, а на третьей - мадам д'Юзе;

ПРИХОЖАЯ БОЛЬШОГО АПАРТАМЕНТА: Есть семь частей фламандского гобелена с маленькими фигурками и зеленью, очень потертых; одиннадцать стульев их четочного дерева с обивкой из канвы; пять удобных стульев [туалетов], четыре из которых с отд елкой, а на одном тканью разных цветов; два табурета с отделкой, и небольшая кушетка с отделкой и без драпировки основы: одна квадратная подушка с односторонней отделкой; большой стол со шкафами, с турецким ковром; столик с ковровой скатертью; две белые занавески; большое зеркало с золоченым карнизом; cabinet d'escaille с двенадцатью ящиками и маленькой дверцей по центру, снабженный тремя перекладинами, наверху - маленькая фигурка из позолоченного гипса, два другие маленькие и белые и четыре фарфоровые; два больших геридона из орехового дерева и два других позолоченное дерево; потертый зеленый бархатный экран; у камина два маленьких андирона, отделаннные медью, железная пластина, лопатка, щипцы и меха; четыре картонные (латунные?) ширмы. Над камином - вазы из фарфора и хрусталя, двери украшены двумя маленькими вазочками из фарфора. Люстра из позолоченного дерева с шестью ветвями и двумя маленькими бра по бокам от зеркала; портрет короля, королевы-матери, Месье, королевы Испании, мадам Савойской, портрет М.графа де Гиша [Антуана V ?], мадемуазель де Грамон, его сестры, мадам д'Арманьяк, мадам де Клавеланд; M.дофина и королевы, последние два в технике гравюры. Все они имеют рамы из позолоченного дерева. Также есть трик-трак (нарды).

ОБСТАНОВКА БОЛЬШОГО АПАРТАМЕНТА: три гобелена (haute lisse) в алькове и еще один, такой же, как в гардеробе; ложе, все из шелка, подкладка из недорогого атласа цветов Авроры и зеленого, с чехлом из тафты таких же цветов. На нем два матраса, перина, изголовье, покрывало из желтого атласа и подкладкой из синего атласа. Большое зеркало с карнизом, украшенным позолоченной медью; позолоченный деревянный стол в китайском стиле; два больших геридона из орехового дерева и четыре складных стула, целиком покрытых чехлами из тафты, подобными чехлам кушетки, исключая спинки стульев, снабженных парусиновыми чехлами цвета Авроры. Также есть два удобных кресла [туалета], обитых тканью с черным фоном и цветами оттенка Авроры; на лето есть шесть маленьких табуретов с резьбой. Обивка из позолоченной кожи с разноцветными цветами на белым фоне; столик с перламутром, над ним такой же небольшой шкафчик; кушетка из газа и тафты нескольких цветов, приподнятых в четырех углах с помощью шнуров и лент. Резное дерево кушетки позолочено; шесть белых чехлов из бархата и четыре из крепона на лето. Белое марсельское стеганое покрывало с дорогим парижским кружевом по периметру; Две портьеры из четырех частей белого и огненного цвета, с бахромой.... Ширма из испанской кожи, распятие на черном бархате; серебряный сосуд для св. воды; два маленьких зеркала в проходе и два маленьких ангела, каждый из которых несет по два маленьких подсвечника, сбоку от камина, все из позолоченной меди; две полки, украшенные мелким фарфором, и два bouconaux, отделанных филигранью. У камина железная решетка, украшенная серебром; лопатка и щипцы тоже украшены серебром; пластина из литого железа, меха и четыре небольших латунных щитка (противопожарных); на каминной полке шесть бюстов из позолоченного гипса; на карнизе маленькие хрустальные вазочки; портьеры из зеленого и аврорного цвета тафты; на окнах две белые шторы из белого штофа, сильно потрепанные; на каминной полке большое изображение Месье и Мадам, а на другом — М.де Валуа и Мадемуазель вместе; у двери, ведущей в салон, - портрет мадам маркизы де Сен-Шомон; у другой двери портрет М.графа де Гиша в детстве; портрет М.де Валуа с крестом; еще - мадам де Сен-Шомон в детстве и маленькое изображение мадам де Монпеза в детстве; детский портрет мадемуазель де Лонгвиль и небольшая картина, изображающая море, и два портрета мадемуазель де Грамон; часы из Англии; два маленьких изображения короля и королевы Испании... Есть еще два детских портрета королевы Испании...

ОБСТАНОВКА МАЛЕНЬКОГО КАБИНЕТА ИЛИ ОРАТОРИЯ: драпировка из окрашенного холста; маленькая кушетка с отделкой из парчи цвета опавших листьев и белого, очень потертой, с матрасом, изголовьем, основанием и двумя покрывалами, белыми, с шелковой вышивкой с одной стороны; белая портьера с шелковой вышивкой на конце; на окне белая занавеска; небольшой столик с ящиком и зеленой скатертью; маленький складной стул и небольшая табуретка; крест из позолоченного дерева с Терновым венцом; изображение Святого Причастия; агатовый сосуд для святой воды; два небольших позолоченных медных подсвечника, украшенных хрусталем; четыре небольшие позолоченные медные тарелки, две из которых украшены хрусталем, а две другие — подобием бирюзы, где много пропусков; изображение Успения Пресвятой Девы, украшенное позолоченной медью; спящая Магдалина; над дверью Дева с маленьким Иисусом и святым Иосифом. Еще четыре картины на картоне с сентенциями; изображение Сусанны и изображение Магдалины; сорок девять картин с пейзажами или благочестивыми сюжетами, все только на дереве; маленькое зеркало; серебряные песочные часы; маленький серебряный колокольчик; маленький кабинет [шкафчик с ящиками] с отделкой из черного рога; две чашки из хрусталя и одна из фарфора, ручка которой позолоченная, еще другая - без украшения; в шкафах есть небольшая шкатулка, ящик с письменными принадлежностями, небольшой сундучок с десятком маленьких квадратов (?), бывших в употреблении, маленький серебряный подсвечник с маленькой подставкой и два небольших подсвечника. Все не более полутора унций. Есть несколько начатых вышивок и несколько готовых.

ОБСТАНОВКА САЛОНА: картины в салоне: портреты кардиналов Ора и Грамона; коннетаблей Анна и Анри де Монморанси, Филибера де Грамона, М.герцога Антонена де Грамона, М.графа де Тулонжона, М.графа де Гиша [Армана?], М.герцога де Грамона или Лувиньи, М.Принца [Конде], М.де Монморанси, М.маркиза де Монпеза, мадам де Монпеза, мадам де Бутвиль [бабушки?], мадам графини де Грамон [Элизабет Гамильтон?], мадам герцогини де Грамон [Клод де Монморанси], мадам маршальши де Грамон [Франсуазы де Шивре], мадам маркизы де [Сен-]Шомон, мадам графини де Гиш [Маргариты де Бетюн?], мадам герцогини де Грамон, мадам принцессы Монако, мадам Коризанды д'Андуэн, графини де Гиш, мадам де Фёкьер [Анна Луиза де Грамон], мадам Принцессы, мадам де Лонгвиль, мадам Клэр де Грамон. Это большие картины. В числе маленьких - это Антуан де Грамон, маршал, М.де Тулонжон, его брат, мадам де Сен-Шомон, мадемуазель де Семеак [Мари-Элизабет, младшая дочь Филибера?], королева Жанна [д'Альбре] и Кальвин. Есть еще шесть других небольших картин; подсвечник с шестью ветвями с позолченными накладками на дереве и четыре небольших позолоченных медных подсвечника, прикрепленных к стенам. Две двери украшены вазами и фарфором….

ОБСТАНОВКА БОЛЬШОГО КАБИНЕТА: шелковая драпировка из Порт-де-Пари, цвета аврорный-синий-черный, очень потрепанная: две деревянные кушетки с матрасами и изголовьями........; ...восемь зеркал с рамами, украшенными позолоченной медью; два больших геридона; четыре столика в небольшими дополнениями: на одном - небольшой черепаховый сейф, отделанный позолоченной медью; на другом - деревянная шкатулка для письма из Сен-Люси, украшенная серебром; на третьем небольшая шкатулка в китайском стиле; а на четвертом - еще один маленький сундучок черепаховой расцветки с серебряной отделкой; ...четырнадцать миниатюр на эмали, изображающих историю Психеи; портрет мадам де Мекленбург [Элизабет-Анжелики де Монморанси-Бутвиль] на каминной полке, украшенной вазочками из позолоченного фарфора и китайскими вазочками; девять картин вокруг зеркал и дверей с гротескными сюжетами, фруктами и цветами; сорок четыре миниатюры, расположенные рядом, с пейзажами, цветами и сценами охоты, две холщовые шторы на окнах. Перед камином экран с пейзажем.

ОБСТАНОВКА МАЛЕНЬКОЙ КОМНАТЫ БОЛЬШОГО АПАРТАМЕНТА

(…)

ОБСТАНОВКА ДВУХ КОМНАТ НА АНТРЕСОЛЯХ

(…)

КОМНАТА МАДЕМУАЗЕЛЬ ДЕ СИРО: драпировка Порт-де-Пари с серебряными полосами и очень потертая; кровать с окрашенным холщовым покрывалом, с соломенным тюфяком, двумя матрасами и одеялом; стол со скатертью; табурет; небольшое изображение Девы Марии; деревянный сосуд для св.воды. ОБСТАНОВКА КРАСНОЙ КОМНАТЫ ПЕРЕД КАБИНЕТОМ

(…)

ГАРДЕРОБ

(…)

КОМНАТА РЯДОМ С САЛОНОМ

(…)

КОМНАТА В КОНЦЕ КОРИДОРА: ...над камином висит картина с изображением мадам де Лон [Франсуазы де Грамон]. Камин украшен шестью фарфоровыми вазами; двe подставки для дров с небольшими латунными шишками. Зеркало с черным обрамлением; удобное кресло [туалет] с ковровой обивкой.

ГАРДЕРОБ ДАННОЙ КОМНАТЫ

(…)

КОМНАТА М.ГРАФА: зеленая драпировка из шести частей; кровать, чьи три портьеры и четыре драпировки столбиков (cantonnières) из амарантового бархата с букетами из золота и серебра. Бахрома и ее основа из шелка и серебра, все очень потрепано. Занавески из штофа цвета Авроры; покрывало, балдахин и спинка из того же, украшены золотой и серебряной тесьмой. Покрытие из цветного холста. Есть соломенный тюфяк, матрас, изголовье и одеяло. На лето на кровать есть покрытие из красного крепа с белым пикейным одеялом. Четыре кресла и два стула с красными накидками; удобный стул [туалет]с отделкой. В этой же комнате небольшая кровать с убранством, в котором занавесками и основанием из зеленого дамаста; балдахин и спинка из тафты, все очень потертые. На кровати матрас, изголовье и покрывало из крашеного полотна. ...стол с зеленой скатертью и два красных геридона; зеркало в овальной раме. На камине портрет покойного герцога де Грамона. Камин украшен фарфоровыми вазочками. Есть два маленьких андирона с медными головками, лопатка, мех и зеленая бархатная ширма; небольшая картина; на окне парусиновая штора.

ПРИХОЖАЯ М-М МАРКИЗЫ: очень потертый высокий гладкий гобелен с изображениями животных; кушетка, покрытая очень потертой тканью Porte-de-Paris; шесть стульев, обитых потертым красным шелком; на камине картина, изображающая мадам де Сен-Шомон в детстве; у двери еще одна картина, изображающая королеву-мать; поднос деревянный, китайский, квадратный; две железные подставки для дров с небольшими медными головками и лопаткой; небольшие вазочки на камине; стол с гладкой скатертью; овальное зеркало в золоченой оправе.

ГАРДЕРОБ КОМНАТЫ М-М МАРКИЗЫ: ...на камине картина, изображающая мадам де Лонгвиль; у одной двери — портрет мадам де Люинь, а у другой - покойного М.де Грамона; маленькое распятие на черном бархате...

LA TRIBUNE (балкон для музыкантов?): обивка из позолоченной кожи; клавесин, отданный мадемуазель де Лур М.графом; два подсвечника из красного дерева; ветхая занавеска перед проемом в часовню.

В КОМНАТЕ LA TRIBUNE

(…)

КОМНАТА около ЧАСОВНИ

(…)

КОМНАТА КАПУЦИНОВ: маленькая кровать красного цвета с мелкой шелковой бахромой, соломенным тюфяком, матрасом, изголовьем и одеялом; стол и небольшая скамейка; еще одна небольшая кровать, где есть соломенный тюфяк, изголовье и одеяло; два андирона, совок..

ДВЕ КОМНАТЫ ЛАКЕЕВ: в каждой по две кровати с соломенным тюфяком, матрасом, изголовьем и покрывалом; стол, стул и 2 небольшие картины.

A LA CHAMBRE DU TROMPETTE (в комнате трубача)

(…)

В КОМНАТЕ КАПЕЛЛАНА: зеленая кровать, покрывало с шелковой бахромой, соломенный тюфяк, два матраса, изголовье и одеяло; стол и три стула; четыре гравюры и своего рода рисунок на каминной полке; еще два андирона.

КОРИДОР: есть четыре большие картины, на которых изображены: на одной - женщина на кровати; на другой - дичь и мясо; на третьей - план Сен-Жан-де-Люза; на четвертой, пейзаж с коровами; восемнадцать больших карт, представляющих города. и битвы: все с повреждениями; двенадцать карандашных рисунков голов на картоне; сто пятнадцать небольших гравюр, представляющих собой небольшие рисунки; небольшая люстра из позолоченного дерева с четырьмя ветвями; два латунных бюста; часы с боем.

КОМНАТА КОНСЬЕРЖА: три разных гобелена (haute lisse) и три других гобелена из ткани Порт-де-Пари, все очень потрепанные; кровать, покрытая красным покрывалом с короткой шелковой бахромой, а на лето кровать из проволочной сетки с соломенным тюфяком, периной, матрасом, изголовьем и одеялом; четыре маленьких стула и плетеное кресло; два стола с двумя потертыми бергамскими скатертями; небольшой шкаф; два андирона и лопатка; изображение Св.Карла Борромейского на дереве.

КОМНАТА ШВЕЙЦАРА: кровать с матрасом и изголовьем; один плохой гобелен из Бергамо.

ХРАНИЛИЩЕ МЕБЕЛИ: очень потертый гобелен, обычно используемый в часовне; маленькая кушетка из цветной бумазеи, на которой нет ни подкладки, ни отделки, с шестью стульями из желтой парчи; две красные попоны для лошадей, одна с имитацией вышивки, а другая с серебряной и шелковой бахромой; деревянная походная кровать; цветной потрепанный павильон [вид балдахина]; небольшая кушетка; два постельных белья из Бергамо, одно почти новое, а другое довольно потрепанное, раньше использовавшееся в спальне Конюшенного павильона; оловянный таз, служащий в стуле-туалете, две ширмы, покрытые цветным полотном; две литавры; две медные жаровни: одна круглая, а другая квадратная; одиннадцать сундуков, хороших и плохих, некоторые без замков; старый сейф и два из ели; восемь ружей и тринадцать карабинов, которые нельзя использовать без специального снаряжения; тридцать шесть мушкетов, из которых можно использовать около тридцати; струнные музыкальные инструменты (une basse de violon et une taille en haute-contre, et un dessus), все очень потрепанные, и в беспорядке, каждый со своим футляром; гобой, фагот; два матраса, два соломенных тюфяка, два изголовья и два одеяла, которые ранее находились в Конюшенном павильоне; две кровати из дерева; две большие ширмы, обтянутые парижской тканью; два стула; небольшой зеленый столик с выдвижным ящиком в китайском стиле; три черных медных таза; шесть желтых чехлов на стулья; две ширмы и небольшой чехол из желтой тафты для кушетки; кусок розового гобелена из ванной; ковер из четырех частей; жюстокор от желтой ливреи [цвета дома]; девять сильно изношенных перевязей; жюстокор от королевской ливреи, служивший смотрителю за охотой; два больших овальных сосновых стола; кусок ткани, contient trente ou trente deux [в 30 или 32] cannes, с желтыми и белыми полосками, который мадам де Манибан купила, когда покойная мадам была в Париже, и небольшой спинет.

КОНТОРА

(…)

ОБЩИЙ ЗАЛ

(…)

КУХНЯ: здесь есть: большой стол, два андирона; большая лопата; железный прут; две подставки; две стойки.

КЛАДОВАЯ ПРОДУКТОВ

(…)

ПОСУДОМОЕЧНАЯ: еловый шкафчик для посуды

МЕБЕЛЬ В ПЕРВОЙ МАНСАРДНОЙ КОМНАТЕ

(…)

ГАРДЕРОБ

(…)

МЕБЕЛЬ И КАРТИНЫ В МАНСАРДНОЙ ГАЛЕРЕЕ: два деревянных стола с турецклй скатертью на каждом; пять деревянных скамей с резьбой; четыре резных кресла, все очень потрепано; представлены две большие картины, на одиной Семеак, а другой Асте и Меду; два больших пейзажа; две картины, изображающие: одна курицу, другая собаку и лису; шесть картин, изображающих деревенские свадьбы, с рамами выкрашенными в золотой и белый цвет; два рисунка домов; четырнадцать больших картин представляющих море; восемнадцать небольших квадратных картин, изображающих то же самое; две небольшие картины, изображающие обезьян, и две другие представляющие кошку и обезьяну; две маленькие картины, одна с Венерой, другая с Сатиром; две картины, представляющие одна Меркурия, а другая фламандца; две небольшие картины, изображающие домашнее хозяйство, на одной изображен небольшой пейзаж, а на другой - женщина с двумя маленькими детьми; две небольших изображения святых; семь маленьких изображений голов; четыре небольшие картины, представляющие различные королевства, гравюры; двенадцать маленьких ярких гротескных картин; сорок девять ярких гравюр, изображающих фрукты, цветы и пейзажи; .. восемь очень поврежденных географических карт; четырнадцать карт представляющих несколько городов; четырнадцать латунных бюстов и десять гипсовых; десять фигур, олицетворяющих времена года; две латунные пластины с позолоченной лицевой частью; два подсвечника из позолоченного дерева, прикрепленные к стене и две люстры с шестью ветвями, свисающие с потолка, с деревом, окрашенным в белый и золотой цвета; на двух дверях галереи четыре небольших бюста и вазы из фарфора; есть еще два круглых деревянных таза из Китая.

В ДРУГОЙ КОМНАТЕ В КОНЦЕ УКАЗАННОЙ ГАЛЕРЕИ: на камине висит изображение гербов дома, а у двери - портрет короля, раскрашенная гравюра. Камин украшен фарфором и мелким хрусталем; три занавески из цветного полотна; в камине два железных андирона с маленьким латунным яблоком.

ГАРДЕРОБ

(…)

КОМНАТА КОНЮХА, КОНЮШНЯ

(…)

ПРИ ВХОДЕ В ШАТО НАХОДЯТСЯ: тридцать шесть ЛИТЫХ соколов на стойках

В ВЕСТИБЮЛЯХ: пять деревянных скамеек, выкрашенных в зеленый цвет, и двенадцать металлических бюстов; около двери, ведущей в сад, две сосновые скамейки.

   

* * *

   

Наконец, еще имеются семь латунных светильников, шесть вилок из серебра.

Покойная мадам маркиза продала поднос и burettes (религиозные сосуды для вина и воды) из серебра, упомянутые в старом инвентаре, и передала две ризы в По, одну из белого атласа с лентами с отделкой г-ну Пирону, а другую из разноцветного бархата - dames de la Foi (дамам Веры).

Она также продала г-ну де Барзуну буйволовые кожи, которые тоже есть в старом инвентаре, и она распорола казакины, чтобы сделать из них жюстокоры к ливреям. Также в старом инвентаре есть покрывало из тафты цвета Авроры, которое пустили на обшивку постели.

Я, нижеподписавшийся, подтверждаю, что провёл инвентаризацию, уточнил, следуя приказу мадам графини де Грамон и заявляю, что в нем содержится подтверждение, данное мне покойной маркизой де Сен-Шомон в двадцать восьмой день апреля тысяча шестьсот восемьдесят второго года, что указанная дама продала фактически то, что заявлено в настоящем состоянии. Совершено в Семаке 28 декабря одна тысяча шестьсот девяностого.

   

КУХОННЫЙ ИНВЕНТАРЬ: три больших горшка и один маленький с крышками; семь кастрюль круглых и две маленькие с железной ручкой; две рыбницы; пять форм для пирогов с крышками; четыре малых или больших котла; два дуршлага; небольшая духовка для запекания груш на жару; три емкости для варки варенья; пять сковородок, хороших и плохих, и одна для приготовлении каштанов; две стойки, большая и малая: три ложки медные с железной ручкой; четыре шумовки; шесть вертелов; два тесака и два разделочных ножа; две медные сковороды с двумя большими железными ручками, одна маленькая и другая большая; три железные треноги; духовка для выпечки бисквитов; маленькая печка; пятнадцать оловянных блюд, малых и больших; шесть больших тарелок и тридцать шесть маленьких. Все стоимостью около ста тридцати ливров.

БЕЛЬЕ, КАК ХОРОШЕЕ, ТАК И ПЛОХОЕ, В ЗАМКЕ СЕМЕАК: четыре новые скатерти из Фландрии и двадцать восемь салфеток, все новые, фламандские; плюс шесть скатертей из Фландрии, которые были использованы, две из них очень изношены; всего четырнадцать изношенных салфеток из Фландрии; плюс восемь дюжин минус два [т.е.94] обычных салфеток, из которых три десятка почти хороших, а остальные почти протертые; плюс восемь хороших скатертей, малых и больших, которые использовались; плюс четырнадцать пар простыней, из которых десять пар из Голландии, четыре из которых почти вышли из строя, а остальные четыре пары из тонкого местного полотна, также очень изношенные; плюс три пары больших местных простыней, довольно посредственных и почти новых; плюс двадцать пять пар простыней из льняного полотна, из которых пять пар очень изношенных.

Еще имеется старая карета, обитая материей из Порт-де-Пари очень выцвевшей; портшез, обитый изнутри очень поношенной тканью из Порт-де-Пари.

В ПОДСОБКЕ: большой короб для муки, стол, три формы для выпечки хлеба, небольшой пресс для изготовления вина и очень плохая тележка.

   

lorem

© Nataki
НАЗАД