МОРИС ФЕНАЙ (MAURICE FENAILLE), 12 июня 1855 года, Париж - 11 декабря 1937 года, Париж; французский промышленник, коллекционер произведений искусства и меценат. Автор четырехтомника об общем состоянии шпалер фабрики Гобеленов от зарождения до наших дней. Во время своей поездки в Египет он присутствовал при открытии гробницы Тутанхамона. Был членом Академии Художеств.
XVI. ИСТОРИЯ КОРОЛЯ ПО ШАРЛЮ ЛЕБРЕНУ
Новизной стиля, количеством и размерами благодаря совершенству, выбору и своему историческому интересу серия «История короля» является самой важной из шпалер, сотканных в Гобеленах, и вместе с Maisons Royalés образует набор, который позволяет нам оценить значительность работы, проделанной за несколько лет Лебреном и его сотрудниками.
Лебрен начал работать над композициями «Истории короля» с момента создания Manufacture royale des meubles de la Couronne в конце 1662 г., а в «Письме Кассаня к Кольберу» в 1664 г. уже идет речь о МИРЕ (Встреча Филиппа IV и Людовика XIV) и СВАДЬБЕ.
Ван дер Мейлен, художник по "Истории короля", с годовым жалованьем в 6000 ливров и с проживанием в Гобеленах, специально писал пейзажи и виды городов, сопровождая короля в его походах.
Модели haute lisse выполнены художниками Иваром-отцом, Матье-отцом, Тестеленом и де Севом-младшим. Первые изделия поставили на ткацкий станок в 1665 году в мастерских Жана, Ле Февра и О.Лорана.
Модели basse lisse, выполненные в направлении, противоположном моделям haute lisse, созданы художниками Боннемером, Сент-Андре, Балленом и де Мельном, а изготовление первой подвески basse lisse началось в 1670 году в новом цехе Мозена.
КОММЕНТАРИЙ (по ru.wikipedia.org):
... появились высокие и низкие ткацкие станки. Различие в работе на станках заключается в основном в расположении нитей основы, горизонтальном — на низком станке — и вертикальном — на высоком. Это связано с их определённым устройством и требует характерных движений при работе. В обоих случаях способ создания на рисунке объёма и цветовых переходов одинаков. Нити разного цвета переплетаются и создают эффект постепенного изменения тона или ощущение объёма.
Изображение копировалось с картона — подготовительного рисунка в цвете в натуральную величину шпалеры, выполненного на основе эскиза художника. По одному картону можно создать несколько шпалер, каждый раз в чём-то отличных друг от друга.
В механическом отношении техника производства шпалеры очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что изображение он создаёт не красками, а цветной нитью. Он должен разбираться в рисунке, колорите и светотени как художник, а кроме того, обладать ещё и полным знанием приёмов шпалерного ткачества и свойств материалов. Довольно часто бывает невозможно подобрать нити разных оттенков одного цвета, поэтому ткачу приходится в процессе работы подкрашивать нити.
При работе на вертикальном станке с его верхнего вала, по мере готовности изделия, разматывается основа, на нижний накручивается готовая шпалера. Ковры, выполненные на вертикальном станке, называются haute-lisse (готлис, от фр. haute «высокая» и lisse «основа»). Готлиссная техника позволяет выполнить более сложный рисунок, но она и более трудоёмка. Рабочее место ткача находится с изнаночной стороны ковра, на которой закрепляются концы нитей. Изображение с картона переносится на кальку, а с неё — на ковёр. За спиной у ткача размещался картон, а с лицевой стороны работы — зеркало. Раздвинув нити основы, мастер может проверить точность работы по картону.
Другие ковры, при изготовлении которых основа располагается горизонтально между двумя валами, благодаря чему труд ткача значительно облегчается, носят название basse-lisse (баслис, от фр. basse «низкая» и lisse «основа»). Нити основы натянуты между двумя валами в горизонтальной плоскости. Шпалера обращена к ткачу изнаночной поверхностью, рисунок с картона переносится на кальку, размещаемую под нитями основы, таким образом, лицевая сторона изделия повторяет картон в зеркальном отображении. Мастер работает маленькими шпульками, на которые намотаны нити разных цветов. Пропуская шпульку с нитью какого-либо цвета через основу и опутывая ею последнюю, он повторяет эту операцию нужное число раз, а затем оставляет её и принимается за другую с нитью другого цвета, с тем, чтобы возвратиться к первой шпульке, когда потребуется снова.
После того, как шпалера снята со станка, отличить, в какой из двух техник она была выполнена, невозможно. Для этого надо видеть картон — шпалера баслис повторяет его в зеркальном отражении, готлис — в прямом.
С 1826 года Парижская национальная мануфактура перешла на изготовление исключительно ковров haute-lisse.
Общий перечень картин и рисунков, находящихся на хранении у сьера Шастелена, инспектора и художника Мануфактуры гобеленов (1786 г.), содержит подробную информацию о моделях:
ОРИГИНАЛЬНЫЕ КАРТИНЫ ИЗ ИСТОРИИ КОРОЛЯ, ПО ЭСКИЗАМ М.ЛЕБРЕНА для haute lisse:
1. КОРОНАЦИЯ КОРОЛЯ, в пяти полосах, картина Ивара-отца;
2. СВАДЬБА КОРОЛЯ, в семи полосах работы Тестелена;
3. ВСТРЕЧА КОРОЛЕЙ ФРАНЦИИ И ИСПАНИИ, в двух полосах, Матье-отец;
4. АУДИЕНЦИЯ КАРДИНАЛА-ЛЕГАТА, в шести полосах, тот же;
5. АУДИЕНЦИЯ ИСПАНСКОГО ПОСЛА, в четырех полосах де Сева-младшего;
6. АЛЬЯНС СО ШВЕЙЦАРЦАМИ, в пяти полосах, тот же;
7. ВЪЕЗД КОРОЛЯ В ДЮНКЕРК, в четырех полосах, выполненное Матье-отцом и завершенное де Севом-мл.;
8. ВЗЯТИЕ ДОЛЯ, в пяти полосах, Тестелен;
9. ВЗЯТИЕ МАРСАЛЯ, на шести полосах, тот же
10. ОСАДА ДУЭ на четырех полосах, Ивар-отец;
11. ВЗЯТИЕ ЛИЛЛЯ, четыре полосы, Тестелен;
12. ОСАДА ТУРНЭ, в трех полосах, де Сев-мл.;
13. ПОРАЖЕНИЕ ГРАФА ДЕ МАРСЕНА, в трёх полосах, тот же;
14. КОРОЛЬ ПОСЕЩАЕТ ГОБЕЛЕНЫ, в шести полосах, тот же.
НЕИСПОЛНЕННЫЕ КАРТИНЫ В ГОБЕЛЕНАХ ИСТОРИИ КОРОЛЯ, ПО РИСУНКАМ М.ЛЕБРЕНА.
15. Въезд королевы в Дуэ, наполовину законченный, Ивар-отец, цельная.
16. Академия наук, цельная картина Тестелена.
17. Выезд губернатора Камбре, цельная картина, эскиз Тестелена.
18. Переход через Рейн в трёх частях, эскиз ван дер Мейлена (общая длина шестьдесят футов).
19. Переход через Рейн, незавершенный цельный эскиз де Сева-Младшего.
В нескольких музеях, в основном в Лувре и Версале, хранится большинство гобеленов по этой теме.
"КАПИТУЛЯЦИЯ МАРСАЛЯ" - пятый (по хронологии изображенных событий) из гобеленов по теме "История короля". Вот его описание.
Король на белом коне в сопровождении нескольких всадников, находящихся справа от него, получает ключи от Марсаля, которые ему подносит спешившийся всадник. Другие солдаты пешие и с обнаженными головами - слева; на заднем плане — группа кавалеристов, а дальше — город.
Надпись на картуше внизу такова:
REDVCTION DE LA VILLE DE MARSAL EN
LORRAINE AV PREMIER BRVIT DE L'APPROCHE
DV ROY LOVIS XIV. EN L'ANNÉE M.DC.LXIII.
(Капитуляция города Марсаля в Лотарингии при первах звуках приближения короля Людовика XIV в году 1663)
Надписи на картушах сбоку:
слева - LVDvs. XIIII. ANo.1668;
справа - LVDvs. XIIII. ANo.1675
Всего при Старом режиме было выпущено семь серий гобеленов из "Истории короля". Каждая из них отличалась от предыдущей количеством, составом, техникой изготовления, используемыми материалами и размерами изделий. Гобелен с Марсалем выпускался:
в 1-ой серии - с золотом, HAUTE LISSE)(1669-1675);
в 3-ей - с золотом, BASSE LISSE (с 1670);
в 4-й - с золотом, BASSE LISSE (с 1704 по 1729 несколько комплектов, в том числе для простенков);
в 6-й серии - с золотом, BASSE LISSE (1729-1735);
и в последней 7-й серии - BASSE LISSE, без золота (1737-1742). Бордюр этой серии имеет тот же дизайн, что и у других BASSE LISSE; но цветочная гирлянда тоньше.
* * *
Единственный гобелен "Капитуляция Марсаля" в технике HAUTE LISSE относится к самой ПЕРВОЙ СЕРИИ, и он хранится сейчас в музее гобеленов (Mobilier national) в Париже.
(первый выпуск)
Согласно описанию в каталоге его размер: ширина 6.82 м, высота 5.2 м.
Время начала работы 1669, дата окончания - 1675 год.
Этот гобелен, изготовлен в мастерской Жана(Jans)-сына по рисункам Лебрена и картонам Тестелена. БОРДЮР выполнен в стиле Рафаэля: маленькие фигурки Лебрена, орнаменты Гийома Ангуэ.
Во ВТОРОЙ СЕРИИ (в ней всего три гобелена: "Дюнкерк", "Легат" и "Дуэ"), вышедшей в 1670-1685 гг., "Марсаля" не было. Он вновь значится в ТРЕТЬЕЙ СЕРИИ.
Эта серия из 14-ти гобеленов была произведена в мастерской Жана Мозена и стала первой в технике BASSE LISSE.
Производство начали в 1670.
Экземпляр "Марсаля" из этой серии находится в Версале (фото его как раз приведено в статье в первой части данной темы).
Если внимательно присмотреться, то видны различия.
БОРДЮР состоит из шеста с геральдическими лилиями, окруженного гирляндой цветов, с гербом короля вверху, картушем с надписью внизу и вензелем короля в середине стоек и геральдическими лилиями по углам. Первую модель этого бордюра нарисовал Клод Одран. На бордюре отсутствуют боковые картуши с надписями.
Отличается размер гобелена - он 5.66 м в ширину и 3.90 в высоту.
(Версаль)
И, конечно, заметна разница в изображении основных персонажей - особенно всадников из королевскго окружения. Ниже подробнее остановимся на этой эволюции на протяжении всех имеющихся серий, а заодно и на других художественных изображениях (фактически, копиях) данного сюжета. Заодно можно представить, насколько так называемые портреты могли быть или стали далекими от истинного облика передаваемых персонажей.
Основное внимание в данном случае уделим трем центральным персонажам - королю Людовику XIV, его брату герцогу Орлеанскому и графу де Гишу.
(первая серия)
(третья серия)
Следующие обращения к "Марсалю" на фабрике гобеленов случились уже в XVIII столетии. Все они BASSE LISSE.
(шестая серия)
(седьмая серия)
Как можно заметить, у единственного из всей троицы, только у Людовика облик сохраняется без существенных изменений. Оно и понятно, с таким ракурсом сложно что-либо сильно испортить. К тому же особа короля заслужила больше внимания и точности в передаче портретного сходства.
С Месье, конечно, несколко хуже, но лишь к последним сериям.
А вот с графом де Гишем - совсем печально. Уже явная разница в изображениях из первой и третьей серии. Нельзя сказать, что лицо изменилось в худшую сторону, но оно другое - круглее, менее характЕрное и менее похожее на портрет с полковничьм жезлом из коллекции Грамонов.
Зато в последних сериях мастера с графом не церемонятся вовсе. Сходство с первым выпуском практически минимальное.
Тут необходимо отметить, что именно изображение графа де Гиша в первой серии "Марсаля" считается его портретом.
(мастерская ван дер Мейлена)
И, наконец, графические произведения - XVII век и XIX. Автор первого - современник, Себастьян Леклерк (1637-1714). Второе создал Клод-Мари-Франсуа Дьен (1787-1865). В них обоих ни о каком портретном сходстве говорить, к сожалению, не приходится, хотя оба автора достаточно известные художники.
(из собрания библиотеки Лиона)
Сама по себе эта гравюра Леклерка - копия гобелена первой серии.
(из собрания Версаля)
Взятие Марсаля войсками Людовика XIV в истории и в искусстве (часть I)