page

   

Взятие Марсаля войсками Людовика XIV в истории и в искусстве.
Часть II

Взятие Марсаля войсками Людовика XIV: гобелены, картины, гравюры

   

État général des tapisseries de la manufacture des Gobelins depuis son origine jusqu'à nos jours, 1600-1900. Tome II / publié par M.Maurice Fenaille...1903
(фрагменты)

МОРИС ФЕНАЙ (MAURICE FENAILLE), 12 июня 1855 года, Париж - 11 декабря 1937 года, Париж; французский промышленник, коллекционер произведений искусства и меценат. Автор четырехтомника об общем состоянии шпалер фабрики Гобеленов от зарождения до наших дней. Во время своей поездки в Египет он присутствовал при открытии гробницы Тутанхамона. Был членом Академии Художеств.

   

XVI. ИСТОРИЯ КОРОЛЯ ПО ШАРЛЮ ЛЕБРЕНУ

Новизной стиля, количеством и размерами благодаря совершенству, выбору и своему историческому интересу серия «История короля» является самой важной из шпалер, сотканных в Гобеленах, и вместе с Maisons Royalés образует набор, который позволяет нам оценить значительность работы, проделанной за несколько лет Лебреном и его сотрудниками.

Лебрен начал работать над композициями «Истории короля» с момента создания Manufacture royale des meubles de la Couronne в конце 1662 г., а в «Письме Кассаня к Кольберу» в 1664 г. уже идет речь о МИРЕ (Встреча Филиппа IV и Людовика XIV) и СВАДЬБЕ.

Ван дер Мейлен, художник по "Истории короля", с годовым жалованьем в 6000 ливров и с проживанием в Гобеленах, специально писал пейзажи и виды городов, сопровождая короля в его походах.

Модели haute lisse выполнены художниками Иваром-отцом, Матье-отцом, Тестеленом и де Севом-младшим. Первые изделия поставили на ткацкий станок в 1665 году в мастерских Жана, Ле Февра и О.Лорана.

Модели basse lisse, выполненные в направлении, противоположном моделям haute lisse, созданы художниками Боннемером, Сент-Андре, Балленом и де Мельном, а изготовление первой подвески basse lisse началось в 1670 году в новом цехе Мозена.

   

КОММЕНТАРИЙ (по ru.wikipedia.org):

... появились высокие и низкие ткацкие станки. Различие в работе на станках заключается в основном в расположении нитей основы, горизонтальном — на низком станке — и вертикальном — на высоком. Это связано с их определённым устройством и требует характерных движений при работе. В обоих случаях способ создания на рисунке объёма и цветовых переходов одинаков. Нити разного цвета переплетаются и создают эффект постепенного изменения тона или ощущение объёма.

Изображение копировалось с картона — подготовительного рисунка в цвете в натуральную величину шпалеры, выполненного на основе эскиза художника. По одному картону можно создать несколько шпалер, каждый раз в чём-то отличных друг от друга.

В механическом отношении техника производства шпалеры очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что изображение он создаёт не красками, а цветной нитью. Он должен разбираться в рисунке, колорите и светотени как художник, а кроме того, обладать ещё и полным знанием приёмов шпалерного ткачества и свойств материалов. Довольно часто бывает невозможно подобрать нити разных оттенков одного цвета, поэтому ткачу приходится в процессе работы подкрашивать нити.

При работе на вертикальном станке с его верхнего вала, по мере готовности изделия, разматывается основа, на нижний накручивается готовая шпалера. Ковры, выполненные на вертикальном станке, называются haute-lisse (готлис, от фр. haute «высокая» и lisse «основа»). Готлиссная техника позволяет выполнить более сложный рисунок, но она и более трудоёмка. Рабочее место ткача находится с изнаночной стороны ковра, на которой закрепляются концы нитей. Изображение с картона переносится на кальку, а с неё — на ковёр. За спиной у ткача размещался картон, а с лицевой стороны работы — зеркало. Раздвинув нити основы, мастер может проверить точность работы по картону.

Другие ковры, при изготовлении которых основа располагается горизонтально между двумя валами, благодаря чему труд ткача значительно облегчается, носят название basse-lisse (баслис, от фр. basse «низкая» и lisse «основа»). Нити основы натянуты между двумя валами в горизонтальной плоскости. Шпалера обращена к ткачу изнаночной поверхностью, рисунок с картона переносится на кальку, размещаемую под нитями основы, таким образом, лицевая сторона изделия повторяет картон в зеркальном отображении. Мастер работает маленькими шпульками, на которые намотаны нити разных цветов. Пропуская шпульку с нитью какого-либо цвета через основу и опутывая ею последнюю, он повторяет эту операцию нужное число раз, а затем оставляет её и принимается за другую с нитью другого цвета, с тем, чтобы возвратиться к первой шпульке, когда потребуется снова.

После того, как шпалера снята со станка, отличить, в какой из двух техник она была выполнена, невозможно. Для этого надо видеть картон — шпалера баслис повторяет его в зеркальном отражении, готлис — в прямом.

С 1826 года Парижская национальная мануфактура перешла на изготовление исключительно ковров haute-lisse.

   

Общий перечень картин и рисунков, находящихся на хранении у сьера Шастелена, инспектора и художника Мануфактуры гобеленов (1786 г.), содержит подробную информацию о моделях:

ОРИГИНАЛЬНЫЕ КАРТИНЫ ИЗ ИСТОРИИ КОРОЛЯ, ПО ЭСКИЗАМ М.ЛЕБРЕНА для haute lisse:

1. КОРОНАЦИЯ КОРОЛЯ, в пяти полосах, картина Ивара-отца;

2. СВАДЬБА КОРОЛЯ, в семи полосах работы Тестелена;

3. ВСТРЕЧА КОРОЛЕЙ ФРАНЦИИ И ИСПАНИИ, в двух полосах, Матье-отец;

4. АУДИЕНЦИЯ КАРДИНАЛА-ЛЕГАТА, в шести полосах, тот же;

5. АУДИЕНЦИЯ ИСПАНСКОГО ПОСЛА, в четырех полосах де Сева-младшего;

6. АЛЬЯНС СО ШВЕЙЦАРЦАМИ, в пяти полосах, тот же;

7. ВЪЕЗД КОРОЛЯ В ДЮНКЕРК, в четырех полосах, выполненное Матье-отцом и завершенное де Севом-мл.;

8. ВЗЯТИЕ ДОЛЯ, в пяти полосах, Тестелен;

9. ВЗЯТИЕ МАРСАЛЯ, на шести полосах, тот же

10. ОСАДА ДУЭ на четырех полосах, Ивар-отец;

11. ВЗЯТИЕ ЛИЛЛЯ, четыре полосы, Тестелен;

12. ОСАДА ТУРНЭ, в трех полосах, де Сев-мл.;

13. ПОРАЖЕНИЕ ГРАФА ДЕ МАРСЕНА, в трёх полосах, тот же;

14. КОРОЛЬ ПОСЕЩАЕТ ГОБЕЛЕНЫ, в шести полосах, тот же.

   

НЕИСПОЛНЕННЫЕ КАРТИНЫ В ГОБЕЛЕНАХ ИСТОРИИ КОРОЛЯ, ПО РИСУНКАМ М.ЛЕБРЕНА.

15. Въезд королевы в Дуэ, наполовину законченный, Ивар-отец, цельная.

16. Академия наук, цельная картина Тестелена.

17. Выезд губернатора Камбре, цельная картина, эскиз Тестелена.

18. Переход через Рейн в трёх частях, эскиз ван дер Мейлена (общая длина шестьдесят футов).

19. Переход через Рейн, незавершенный цельный эскиз де Сева-Младшего.

   

В нескольких музеях, в основном в Лувре и Версале, хранится большинство гобеленов по этой теме.

   

"КАПИТУЛЯЦИЯ МАРСАЛЯ" - пятый (по хронологии изображенных событий) из гобеленов по теме "История короля". Вот его описание.

Король на белом коне в сопровождении нескольких всадников, находящихся справа от него, получает ключи от Марсаля, которые ему подносит спешившийся всадник. Другие солдаты пешие и с обнаженными головами - слева; на заднем плане — группа кавалеристов, а дальше — город.

   

Надпись на картуше внизу такова:

REDVCTION DE LA VILLE DE MARSAL EN

LORRAINE AV PREMIER BRVIT DE L'APPROCHE

DV ROY LOVIS XIV. EN L'ANNÉE M.DC.LXIII.

(Капитуляция города Марсаля в Лотарингии при первах звуках приближения короля Людовика XIV в году 1663)

   

Надписи на картушах сбоку:

слева - LVDvs. XIIII. ANo.1668;

справа - LVDvs. XIIII. ANo.1675

   

Всего при Старом режиме было выпущено семь серий гобеленов из "Истории короля". Каждая из них отличалась от предыдущей количеством, составом, техникой изготовления, используемыми материалами и размерами изделий. Гобелен с Марсалем выпускался:

в 1-ой серии - с золотом, HAUTE LISSE)(1669-1675);

в 3-ей - с золотом, BASSE LISSE (с 1670);

в 4-й - с золотом, BASSE LISSE (с 1704 по 1729 несколько комплектов, в том числе для простенков);

в 6-й серии - с золотом, BASSE LISSE (1729-1735);

и в последней 7-й серии - BASSE LISSE, без золота (1737-1742). Бордюр этой серии имеет тот же дизайн, что и у других BASSE LISSE; но цветочная гирлянда тоньше.

   

   

* * *

   

   

Единственный гобелен "Капитуляция Марсаля" в технике HAUTE LISSE относится к самой ПЕРВОЙ СЕРИИ, и он хранится сейчас в музее гобеленов (Mobilier national) в Париже.

   

Гобелен 1669-1675 гг.
(первый выпуск)

   

Фрагмент бордюра гобелена
1-ой серии

Согласно описанию в каталоге его размер: ширина 6.82 м, высота 5.2 м.

Время начала работы 1669, дата окончания - 1675 год.

Этот гобелен, изготовлен в мастерской Жана(Jans)-сына по рисункам Лебрена и картонам Тестелена. БОРДЮР выполнен в стиле Рафаэля: маленькие фигурки Лебрена, орнаменты Гийома Ангуэ.

   

Во ВТОРОЙ СЕРИИ (в ней всего три гобелена: "Дюнкерк", "Легат" и "Дуэ"), вышедшей в 1670-1685 гг., "Марсаля" не было. Он вновь значится в ТРЕТЬЕЙ СЕРИИ.

Эта серия из 14-ти гобеленов была произведена в мастерской Жана Мозена и стала первой в технике BASSE LISSE.

Производство начали в 1670.

Экземпляр "Марсаля" из этой серии находится в Версале (фото его как раз приведено в статье в первой части данной темы).

Если внимательно присмотреться, то видны различия.

БОРДЮР состоит из шеста с геральдическими лилиями, окруженного гирляндой цветов, с гербом короля вверху, картушем с надписью внизу и вензелем короля в середине стоек и геральдическими лилиями по углам. Первую модель этого бордюра нарисовал Клод Одран. На бордюре отсутствуют боковые картуши с надписями.

Отличается размер гобелена - он 5.66 м в ширину и 3.90 в высоту.

   

Гобелен 3-ей серии
(Версаль)

   

И, конечно, заметна разница в изображении основных персонажей - особенно всадников из королевскго окружения. Ниже подробнее остановимся на этой эволюции на протяжении всех имеющихся серий, а заодно и на других художественных изображениях (фактически, копиях) данного сюжета. Заодно можно представить, насколько так называемые портреты могли быть или стали далекими от истинного облика передаваемых персонажей.

Основное внимание в данном случае уделим трем центральным персонажам - королю Людовику XIV, его брату герцогу Орлеанскому и графу де Гишу.

   

Фрагмент гобелена 1669-1675 гг. Центральная группа
(первая серия)

   

Фрагмент гобелена 1670-1680 гг. Центральная группа
(третья серия)

   

Следующие обращения к "Марсалю" на фабрике гобеленов случились уже в XVIII столетии. Все они BASSE LISSE.

   

Фрагмент гобелена 1730-1733 гг.
(шестая серия)

   

Фрагмент гобелена 1737-1742 гг.
(седьмая серия)

   

Как можно заметить, у единственного из всей троицы, только у Людовика облик сохраняется без существенных изменений. Оно и понятно, с таким ракурсом сложно что-либо сильно испортить. К тому же особа короля заслужила больше внимания и точности в передаче портретного сходства.

С Месье, конечно, несколко хуже, но лишь к последним сериям.

А вот с графом де Гишем - совсем печально. Уже явная разница в изображениях из первой и третьей серии. Нельзя сказать, что лицо изменилось в худшую сторону, но оно другое - круглее, менее характЕрное и менее похожее на портрет с полковничьм жезлом из коллекции Грамонов.

Зато в последних сериях мастера с графом не церемонятся вовсе. Сходство с первым выпуском практически минимальное.

Тут необходимо отметить, что именно изображение графа де Гиша в первой серии "Марсаля" считается его портретом.

   

Фрагмент картины по гобелену Шарля Лебрена
(мастерская ван дер Мейлена)

   

Рисунок школы ван дер Мейлена по гобелену Шарля Лебрена

   

И, наконец, графические произведения - XVII век и XIX. Автор первого - современник, Себастьян Леклерк (1637-1714). Второе создал Клод-Мари-Франсуа Дьен (1787-1865). В них обоих ни о каком портретном сходстве говорить, к сожалению, не приходится, хотя оба автора достаточно известные художники.

   

Фрагмент гравюры Себастьяна Леклерка, кон.XVII в.
(из собрания библиотеки Лиона)

Сама по себе эта гравюра Леклерка - копия гобелена первой серии.

   

Фрагмент эстампа 1837-1848 гг.
(из собрания Версаля)

   

   

Взятие Марсаля войсками Людовика XIV в истории и в искусстве (часть I)

   

   

Страницы по теме:
Взятие МарсаляLa Gazette

lorem

© Nataki
НАЗАД