page

   

Взятие Марсаля войсками Людовика XIV в истории и в искусстве.
Часть I

Взятие Марсаля войсками Людовика XIV. Стихи Шарля Перро

   

La reddition de Marsal
Капитуляция Марсаля
статья Christine MAGGI – CPC généraliste Château-Salins

   

Гобелен
"Капитуляция Марсаля"
(иллюстрация из статьи)

   

   

Гобелен "Капитуляция Марсаля"

   

Название: "Капитуляция Марсаля"

Размеры: В:382см, Ш:580 см

Дата: 1669 г. (завершено в 1677 г.)

   

На гобелене представена символическая передача ключей от города Марсаля Людовику XIV после многолетнего конфликта между Францией и Лотарингией. Этот тип постановки является традиционным, когда речь идет о капитуляции города.

Гобелен выткан из шелка, шерсти и золотых нитей.

Раньше существовало всего несколько планов крепости: этот гобелен вводит город в историю и историю искусства.

   

Едва вступив в должность в начале 1660-х годов, Жан-Батист Кольбер получил задание поставить искусство на службу прославления короля. Живопись, скульптура, литература, архитектура должны обессмертить деяния Людовика XIV. А гобелен будет средством «сохранения великолепия предприятий короля». В 1662 году Кольбер приобрел Мануфактуру гобеленов, которую поставил на службу королевской пропаганде. В 1665 году мануфактура приступила к изготовлению серии из 14 гобеленов (к которым относится и «Капитуляция Марсаля»), повествующих о высоких подвигах первых лет правления Людовика XIV (с 1654 по 1668 год) и называющейся «История короля». Вероятно, именно Кольберу пришла в голову идея запечатлеть ключевые события царствования своего государя. Как только тема была выбрана и одобрена совместно Кольбером и самим королем, первый художник короля и директор Мануфактуры гобеленов Шарль Лебрен или один из его помощников сделал первый набросок (в виде эскиза) сцены, которую требовалось увековечить.

Гобелены «История короля» впервые были представлены в Версале, в июне 1677 года, во время церемоний Тела Христова.

   

Поход Людовика XIV в Лотарингию проходил в августе-сентябре 1663 г., но рисовальщик Исраэль СИЛЬВЕСТР был отправлен только спустя 2 года, в октябре 1665 г., в Марсаль, чтобы сделать там эскизы. Первое упоминание о произведении содержится в поэме Шарля ПЕРРО «Живопись», появившейся в 1668 году. Работа над гобеленом началась лишь в 1669 году, то есть через 6 лет после событий, которые предполагалось изобразить. Ткачество заняло несколько лет, поэтому гобелен был закончен только в 1677 году.

   

Это произведение будет продублировано, воспроизведено в различных формах и распространено по всей Европе. Действительно, впечатленные достижениями фабрики гобеленов или желая подражать своему государю, знатные люди королевства и придворные без колебаний воспроизводили их в виде картин. Из-за топографической точности представленного ландшафта и богатства деталей историки часто используют его для иллюстрации своих заметок по истории Лотарингии. По сей день это изображение остается свидетелем кампании Людовика XIV в Лотарингии.

Шарль ПЕРРО в своем стихотворении «Живопись» прославляет «эти шедевры искусства, которым дивится само искусство» и восторгается талантами их автора.

   

Немного об авторе - Шарле Лебрене (1619-1690). Он автор картона, который позволил Гобеленам создать это произведение.

Он стоял у истоков основания Королевской академии живописи и скульптуры в 1648 году, а затем получил в управление фабрику гобеленов. С 1660-х годов он находился на службе у Короля-Солнца и стал своего рода «официальным художником» государя, что вызвало презрение к нему у художников-романтиков XIX века, и объясняет, почему его популярность не соответствовует его таланту. Он отвечал за внутреннее убранство Версальского дворца. Среди прочих, он оказал влияние на Гиацинта РИГО.

В числе других его работ - оформление галереи Аполлона в Лувре, декор замка Во-ле-Виконт, фрески потолка Зеркального зала Версальского дворца.

   

Расположенная на авеню де Гобелен, 42 (Париж), недалеко от Бьевра, фабрика гобеленов обязана своим названием семье из Шампани, которая в 15 веке основала там красильный бизнес. Генрих IV в апреле 1601 года поселил там двух фламандских обойщиков. Но значительный импульс этому предприятию придал Людовик XIV, создав в 1662 году Manufacture des Meubles de la Couronne. Кольбер сосредоточил там различные гобеленовые мастерские, разбросанные до того по Парижу, и добавил мастерские по изготовлению мебели, ювелирному делу... 8 марта 1663 года Шарль Лебрен был назначен директором Королевской мануфактуры гобеленов. Он наладил там совместную работу, собрав вокруг себя рисовальщиков, художников, обивщиков... Лебрен, не колеблясь, призвал иностранных художников с солидной репутацией, таких как фламандец Адам Франц ван дер Мейлен. В XVIII веке имя Гобеленов было известно по всей Европе. Фабрика и сегодня продолжает производить гобелены для «Mobilier national», на ней работают современные художники.

   

Изготовление гобелена является последним этапом длинной череды различных работ.

Сначала идет создание эскиза. Лебреном, в случае «Капитуляции Марсаля». Из последнего делается прокрашенный эскиз, называемый также «шаблон». Это уменьшенная картина сцены. Для "Марсаля" шаблон сделал известный фламандский художник Адам Франц Ван дер Мейлен.

Затем изготавливается картон и художники-рисовальщики пишут маслом холст, который является контуром в реальных размерах гобелена.

Ткачи вступают в дело на заключительном этапе. Они ткут гобелен по образцу, указанному в эскизах, из шерсти, шелка и золотых нитей. Эти изделия изготавливаются в нескольких экземплярах, затем доставляются в Garde-meuble de la Couronne, а потом украшают королевские резиденции или предлагаются влиятельным лицам.

   

Сам по себе гобелен, посвященный капитуляции Марсаля является убедительным свидетельством экспансионистской политики Людовика XIV, постепенного строительства страны и истории ее границ.

   

Когда Людовик XIII умер в 1643 году, его сыну было всего 5 лет. Таким образом, именно Мазарини, первый министр, управлял Францией под регентством Анны Австрийской и так до самой его смерти. Когда последний умер (1661 г.), Людовик XIV решил порвать с традицией своих предшественников, опиравшихся на первых министров, могущественных управленцев (Людовик XIII с Ришелье, Анна Австрийская с Мазарини) и быть единственным, кто обладает властью (= абсолютная монархия: король держит свою власть от самого Бога, может быть судим только последним и подотчетен только ему). Он наделил Кольбера лишь правом давать советы государю.

   

«Расширять пределы государства есть самое приятное и достойное занятие государей», — говорил Людовик XIV. Чтобы стать великим королем и утвердить свою власть, Людовик XIV начал политику увеличения территории Франции. Для этого он прибег к войне. Франция готовилась к войне, развивала военные тактики: министр Лувуа предоставил Франции первую армию в Европе, Вобан укрепил более 300 опорных пунктов на границах... И действительно, Франция часто побеждала: в 1668 г. Испании пришлось уступить Фландрию, затем Франш-Конте в 1678 г., а в 1697 г. Страсбург стал французским.

   

Людовик XIV жил в Версале, во дворце, которому он хотел соответствовать своим великолепием, в окружении величайших персон королевства (придворных). Торжества следовали одно за другим: король содержал целую плеяду артистов (Мольер, Жан де Ла Фонтен, Люлли и др.).

   

Блеск двора, многочисленные войны требовали финансового дохода, который король получал, притесняя народ (вспомним, что общество делится на 3 сословия — духовенство и дворянство, называемые привилегированными, — и третье сословие, на которое ложились все финансовые взносы). В то время как некоторые живут в роскоши и изобилии, большинство становятся жертвами эпидемий и голода.

   

История Марсаля переплетается со сложной историей Франции, и у приграничных городов всегда были богатые событиями судьбы именно из-за близости к «вражеским» территориям.

История города связана с солью, очень важным сырьем во времена без холодильников, когда все продукты консервировались в рассоле. Археологические находки периода неолита свидетельствуют о заселении территории Марсаля людьми. Были обнаружены следы печей и кирпичной кладки, свидетельствующие об освоении недр. В римские времена город был известен как Маросаллум, о чем свидетельствует стелла, воздвигнутая марсалеями (44 г.) в честь императора Клавдия. С XII века епископство Меца и герцогство Лотарингия оспаривали контроль над солеварнями в регионе. Именно в это время, около 1260 года, были возведены первые городские укрепления.

В новое время Лотарингия — это «страна посередине», зажатая между Империей и королевством Франция, вожделеемая двумя державами.

1553–1593: оккупация Марсаля королем Франции. После чего он вынужден уступить город Карлу III Лотарингскому.

Во время 30-летней войны (1618-1648) Карлу IV, герцогу Лотарингии, пришлось оставить свои земли.

1631: город захватывает король Франции. 6 января 1632 года Вик-сюр-Сельский мирный договор сделал город королевским владением сроком на 3 года.

1641: Сен-Жерменский договор предусматривает демонтаж крепости и ее возвращение герцогу Лотарингии.

1648: возобновление военных действий между Францией и Лотарингией делает это соглашение устаревшим: Лотарингия возвращается королю Франции.

1659: Пиренейский договор возвращает Карлу IV ранее утраченные владения в Лотарингии.

1662: по Монмартрскому договору Карл IV соглашается с тем, что Лотарингия отойдет короне Франции после его смерти, за исключением города Марсаль, который должен быть передан немедленно. Но он медлил с возвращением города Людовику XIV, так что последний решил захватить его силой.

   

Памятная медаль в честь взятия Марсаля

   

2 сентября 1663 года Людовик XIV захватывает Марсаль: взятие прошло без боя, Карл IV предпочел подчиниться наступающим королевским войскам. Марсаль был занят французскими войсками 4 сентября, когда Людовик XIV уже отбыл в Версаль. Его принимает во владение от имени короля Франции маршал де Ла Ферте. Людовик XIV поручает реконструкцию укреплений Вобану. Он закрыл солеварни в 1699 году. Марсаль был гарнизонным городом до 1870 года, когда его захватили пруссаки.

   

Людовика XIV предупредили, что герцог Лотарингии Карл IV намерен сохранить город Марсаль, несмотря на ранее подписанный договор. Это побудило монарха решиться на военную операцию под руководством графа де Гиша и сьера де Праделя с помощью войск, дислоцированных в Лотарингии (август 1663 г.). Для усиления к ним прибыл корпус, базирующийся за пределами региона, под руководством маршала де Ла Ферте-Сентера. Людовик XIV лично прибыл, чтобы оценить состояние фронта. После 11 дней осады Карл IV отправил в качестве эмиссара к Людовику XIV Жака Анри де Лоррена, принца Ликсхайма, с письмом, в котором сообщалось, что городу отдан приказ сдаться. Затем маршал де Ла Ферте вошел в город и разместил там свои гарнизоны.

«Капитуляция Марсаля» — один из первых гобеленов в серии «История короля». Лебрен решил изобразить не осаду города, а день 1 сентября 1663 года, дату, когда ключи от города были символически переданы Людовику XIV.

Следует отметить одно: точную достоверность произведения. Раньше было принято отмечать действия короля, отождествляя его с древним героем, и Лебрен был знаком с таким типом изображения. Здесь художник порывает с традицией и изображает Людовика XIV с собственными чертами лица, в обычной одежде, видимо, под давлением королевского окружения. Это «современное» представление свидетельствует о том, что было названо «спором между древними и современными», и об упадке античности как модели: современники Людовика XIV были убеждены, что действия их государя превосходят действия Александра, так что не надо его представлять древним воином. Предпочтение современника идет рука об руку с заботой о правдоподобии: зритель не должен сомневаться в том, что изображено («истина, являющаяся душой истории, становится подозрительной, как только она слишком богато украшена» - Рене Рапен, 1677 г.). Для усиления этой достоверности художник особое значение придает фону своих картин (топографии, силуэту города и т. д.). Эта забота о достоверности имеет пределы, поскольку, как мы продолжим дальше, Людовик XIV так и не приехал к Марсалю, и эта встреча для передачи ключей так и не состоялась. На самом деле главная сцена, идеализированная, смоделирована на фоне, соответствующим реальности и являющемся гарантом «исторической правды».

   

На переднем плане мы видим Людовика XIV в окружении свиты, в которую входят Месье (брат короля), граф де Гиш, маршал де Ла Ферте-Сентер и Вобан. Эмиссары Марсаля приближаются к королю со снятыми шляпами в знак покорности, умоляя государя о помиловании. Первый персонаж, несомненно, маркиз д'Арокур, несчастный защитник крепости. Он преклоняет колени и передает ключи от города королю, что символизирует капитуляцию города и его подчинение королевской власти.

1 – король Людовик XIV;

2 – Месье, брат короля;

3 – граф де Гиш;

4 - маршал де Ла Ферте-Сентер - Анри II де ла Ферте-Сентер (1599-1681) был маршалом Франции и губернатором Лотарингии;

5 – Вобан, изображенный с раной на левой щеке, хотя он получил эту рану только при осаде Дуэ в 1667 году;

6 – Маркиз д'Арокур.

   

   

На втором плане присутствуют войска, принимавшие участие во взятии крепости.

Фон составляет крепость Марсаля, перестроенная Вобаном.

   

Гобелен, конечно, свидетельствует о счастливом исходе завоевания Лотарингии, но не только. Для протокола интересно узнать, что в тот день Людовик XIV председательствовал на совете министров в Версале и, следовательно, не мог находиться в Марсале. Это отступление от исторической правды интересно по нескольким причинам.

Оно свидетельствует о важности символической передачи ключей от города от побежденного победителю: покорная поза маркиза д'Аркура и завоевательная позиция Людовика XIV подкрепляют эту идею.

Также свидетельствует о существовании пропаганды: изображения создаются для обслуживания политических интересов. Экспансионистская политика Людовика XIV имела катастрофические последствия для экономики страны и ее населения: налоговые сборы, чрезмерная смертность... Поэтому необходимо было узаконить - даже оправдать эту политику, и живопись в ней участвовала.

Он посылает предупреждение Карлу IV и возможным противникам королевской власти: герцог Лотарингии согласился уступить Марсаль короне Франции, но делал это слишком неспешно. Людовик XIV напоминает цену неподчинения. Гобелен, изображающий войска, сосредоточенные перед Марсалем, является демонстрацией силы государя.

Это свидетельствует об особом внимании Людовика XIV к Лотарингии. Ведь в то же время были завоеваны многие твердыни, более престижные и могущественные, чем Марсаль - Дуэ, Лилль, Доль, Турне... и не породили гобеленов. Фактически, Марсаль был первым военным завоеванием Людовика XIV после начала его личного правления в 1661 году.

Город сдался без боя: репутация короля и его военная мощь побудили город сдаться.

   

КОММЕНТАРИЙ:

Автор статьи не совсем точна. Приведенный в качестве иллюстрации гобелен "Капитуляция Марсаля" не тот, изготовление которого было начато в 1669 г., а другой, чуть более поздний. Они различаются, причем заметно. Об этом в том числе во второй части данной темы.

   

* * *

   


Страницы из Journal des bienfaits du Roi(1661-1702).
I Bienfaits du Roi, 1661-1670.

Король 20-го августа был в Париже, 25-го в Шалоне[-сюр-Шампань], 27-го в Сен-Мену, 28-го в Вердене, 29-го в Френе, 30-го в Меце, 31-го в Номени, 1-го сентября в Номени, 3-го в Меце, 4-го в Дормане, 5-го в Венсене.

Про саму поездку короля в Марсаль в документе сказано следующее. По условиям Карнавального [Монмартрского, 6 февраля 1662] договора герцог Лотарингский обязался передать королю город Марсаль, и, поскольку он свое обещание не исполнил, король послал к этому месту графа де Гиша и Праделя в качестве генерал-лейтенантов под командованием маршала де Ла Ферте и сам лично направился туда для осуществления осады, но герцог Лотарингии прибыл в Мец и сдался.

   

   

Шарль Перро
PERRAULT (C.) – 1675 – Recueils de divers ouvrages en prose et en vers. Dédié à son Altesse Monseigneur le Prince de Conti, Paris, 1675

   

Сонет "На взятие Марсаля" (стр.209)

   

Монарх, чье имя гордо реет над Землей,

Тот, в ком величье с силой пребывают вместе,

И даже для храбрейших рядом будет честью

Казаться, как стекло, по хрупкости порой;

   

Марсаль хвалившийся, что воевал с тобой,

Узрев тебя вдали, потупил взор свой дерзкий,

Сдавайся ж и не жди, поверь мне, здесь ты

Удара молнии смертельной пред собой.

   

Когда б оружье все ж твои сжимали руки,

Повсюду слышались бы гром и боя звуки!

И смог сполна я петь тебе отныне славу!

   

Но Музе, как видно, моей суждено опасаться,

Что к ней не придет наслажденье по праву

Победой над теми, кто все же посмеет сражаться.

   

из «La Peinture» (стр.196)

   

Так горд и смел Марсаль, но молнию завидя,

Стремится сдаться он, заранее предвидя,

Что гнева принца нужно избежать,

И милосердие его, не силу испытать.

   

   

Взятие Марсаля войсками Людовика XIV в истории и в искусстве (часть II)

   

   

Страницы по теме:
Взятие МарсаляLa Gazette

lorem

© Nataki
НАЗАД